Задача исследования - провести выборочные наблюдения за особенностями поведения ребенка в игровой деятельности.
Предмет исследования - процесс творческого развития дошкольницы при осуществлении игровой театрализованной деятельности.
Объект исследования: Игнатенко Лиля - воспитанница старшей группы детского сада № 329 г. Волгограда.
Методами исследования выступали:
1. беседа с Лилей;
2. наблюдение и анализ игровой театрализованной деятельности;
3. экспериментальные занятия;
4. описание и анализ результатов.
Наблюдение проводились в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «-», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
В процессе наблюдения мы ставили следующие задачи:
выяснить играет ли Лиля в театр;
использует ли в театрализованных играх перчаточные куклы, куклы бибабо;
умеет ли Лиля объединяться с другими детьми для театрализованной игры (взаимодействие);
какие роли любит играть;
какое настроение (эмоциональный фон) при осуществлении игровой деятельности;
какова реакция на обучение.
Наблюдения показали, что Лиле интересны театральные игры (смотри таблицу 1).
Таблица 1
Диагностика участия в играх
Имя
ребенка
Драматизации
Режиссерские
Н
а
с
т
р
о
е
н
и
е
Игры по сказкам
Игры - имитации животных литературных персонажей
Ролевые диалоги
Игры - импровизации
Бибабо
Настольные
Лиля
+
+
+
-
+
-
+
Как видно из табл. 1 чаще всего Лиля играет в театральные драматизации, т.е. ребенку интересно исполнять роль в качестве «артиста», она пытается самостоятельно, или с помощью воспитателя создать образ, используя доступные ей средства выразительности. Проиграть сказку с начала до конца почти не удается, если не приходит на помощь взрослый, но показывает эпизоды, имитирует животных, людей, литературных героев Лиля с удовольствием, пока не замечает, что за ней наблюдают (реакция на бучение отрицательная).
Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений (смотри таблицу 2).
Таблица 2
Диагностика игровых позиций
Имя
ребенка
Структурные компоненты игры драматизации
Замысел
Роль
Восприятие
Интерпретация
Комбинирование
Планирование
Принятие
Передача смысла образа
Импровизация
Внимание
Сопереживания
Воспроизведение впечатлений
Лиля
+
-
-
+
+
-
+
+
+
Лиля затруднялась в показе движений, не умеет вступать в диалог. Поскольку все внимание ребенка сосредоточено на управлении куклой, исполнением роли, то теряется выразительность исполнения, взаимодействие с другими детьми на низком уровне.
Наблюдения показали, что у Лили нет четких представлений о различных театрах, таких как: настольный театр, теневой театр, бибабо, стендовый театр, хотя все эти виды театров она видела в детском саду, в некоторых принимала участие. Наверное одноразовые объяснения воспитателя оказались недостаточными.
Выводы: Очевидна необходимость специальной целенаправленной работы по ознакомлению ребёнка с различными видами театрализованных игр; повышение уровня взаимодействия с другими детьми и логического мышления.