Нарушение процессов восприятия и воспроизведения фонем
В большинстве случаев на развитие звукопроизносительных навыков у детей дошкольного возраста особого внимания специалисты не обращают. Отклонения в произношении дошкольников до 4-5 лет в большинстве случаев не считаются патологией (эта возрастная граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка). Но даже в раннем возрасте могут проявиться недостатки звукопроизношения патологического характера, обусловленные расстройствами нейродинамики, несформированностью межанализаторных связей и т.п., т.е. вызванные органической патологией центральной нервной системы. В речи это часто проявляется в виде межзубного или бокового произнесения согласных раннего речевого онтогенеза, усредненного, редуцированного произнесения гласных звуков. Кроме того, появление и закрепление звуков в речи ребенка может задерживаться в силу ряда причин:
1. Звуки речи усваиваются не изолированно, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз.
2. В первый-второй годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. Самыми первыми в речи детей появляются гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки: согласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные по артикуляции согласные звуки (звуки позднего речевого онтогенеза): С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р - примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками.
3. Большинство сложных по артикуляции звуков формируются не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки, или звуки-заместители. Постепенно через переходные звуки согласные дифференцируются.
4. До 3-х лет в речи ребенка должны появиться и закрепиться звуки А, О, Э, П, Б, М, И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
Как заполнять поля title, description и keywords?
Сначала выделяется гласный А в отличие от прочих гласных;
Затем дифференцируются И-Э, У-О, И-У, Э-О, И-О, Э-У;
Труднее всего усваиваются И-У, так как они образуются наибольшим сужением в ротовой полости; О-У сходны в артикуляции и плохо различаются друг от друга.
Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные; причем для различения сонорных главную роль играет слух, шумных - артикуляция; Значительно позже различается мягкость и твердость согласных.
В последующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонкихсогласных, хотя неосознанно они употреблялись ребенком и раньше. Это различение затрудняется одинаковостью артикуляции.
В дальнейшем наступает период дифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие Л-Й, Р-Й.
5. Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Период использования в речи звуков-заместителей и неустойчивого употребления в речи уже усвоенных звуков назван«периодом возрастного косноязычия».
Определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков: замена на другие звуки, смешение звуков, пропуск, искаженное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков.
При проведении обследования мы подбираем речевой материал, доступный для понимания детей 3-его года жизни, а также специфический наглядный материал (рисунки на картинках должны быть достаточно крупными и реалистичными).
К трем годам в речи ребенка закрепляются гласные и простые по артикуляции согласные звуки: а, о, у, и, э, ы, п, п’, б, б’, ф, ф’, в, в’, м, м’, н, н’, т, т’, д, д’, к, к’, г, г’, х, х’.