6. Использование экспрессивной речи в коммуникации (постоянное, ограниченное, не использует) ______________________________
5 баллов - постоянное;
3 балла - ограниченное;
1 балл - не использует.
7. Общая характеристика экспрессивной речи (однословная-1, фразовая-3, развернутая-5) ____________
8. Обследование активного словарного запаса:
Оценка результата:
5 баллов - адекватно передаёт значение слова, при этом постоянные звуковые замены или искажения произношения не учитываются.
4 балла - при близких вербальных заменах (например, вместо «кубик - строитель», «лежит - отдыхает», «раскрашивает - рисует»).
3 балла - неточное употребление слова на основе лексических парафазий - звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации;
2 балла - при грубых вербальных заменах, в т.ч. при заменах названий предметов их функцией (вместо «кровать - спать» и наоборот, вместо «копает - лопата»);
1 балл - отказ от выполнения.
- Называние существительных со сходными лексическими значениями
Оценка результата:
5 баллов - называет
4 балла - называет правильно 4 пары слов
3 балла - называет правильно 2 пары слов
2 балла - не дефференцирует существительные со сходными лексическими значениями
1 балл - отказ от выполнения задания
9. Обследование грамматического строя экспрессивной речи.
Оценка результата:
5 баллов - грамматически правильно образованные формы;
4 балла - называет после стимулирующей помощью взрослого «Не верно, подумай еще»;
3 балла - требуется активная помощь со стороны взрослого;
2 балла - неверно образованная форма;
1 балл - невыполнение, отказ.
9.1. Использование падежных форм существительных.
9.2. Усвоение числа глаголов (в изъявительном наклонении)
стоит-стоят__________________ поет-поют ______________________________
копает-копают_______________ летит-летят______________________________
идет-идут__________________читает читают____________________________
9.3. Изменение глаголов прошедшего времени по ро¬дам:
мыл-мыла _______________подметал-подметала ____________________
надевал-надевала___________________стирал-стирала______________________
9.4. Употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида
собирал-собрал______________________ мыла-вымыла ______________________
поливал-полил ______________________ вытирал-вытер______________________
9.5. Использование в речи возвратных форм глаголов
одевает-одевается _________________ моет-моется_______________________
вытирает-вытирается________________причесывает-причесывается___________
9.6. Использование в речи глаголов с приставками: вышел ____________________
перешел__________________________пошел ______________________________
прошел __________________________подошел_____________________________
обошел _________________________
9.7. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
синий чайник_________________красные сапоги_________________
зеленый листок _______________синие туфли____________________
синяя тарелка _________________зеленое блюдце _________________
желтое солнце_________________ красный шар____________________
9.8. Согласование существительных с числительными
Продолжи считать: одна ложка, две ложки…
- один стул, два стула…..________________________________________________________
- одно яблоко, два яблока….._____________________________________________________
10. Обследование словообразования.
Оценка результата:
5 баллов - правильно образованные формы;
4 балла - называет после стимулирующей помощью взрослого «Не верно, подумай еще»;
3 балла - требуется активная помощь со стороны взрослого;
2 балла - неверно образованная форма;
1 балл - невыполнение, отказ.
10.1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов на картинном материале.
Назови ласково (дом-домик, чашка-чашечка, стул-стульчик, корабль-кораблик, кукла-куколка)
____________________________________________________________________
10.2. Образование названий детенышей животных
У лисы лисенок, а как называется детеныш козы? (Белки, кошки, льва, медведя)
____________________________________________________________________
10.3. Образование относительных прилагательных
«Ложка из дерева. Какая ложка?» (деревянная)
- Стакан из стекла______________________________________
- Коробочка из картона_________________________________
- Конверт из бумаги____________________________________
- Кольцо из золота______________________________________
10.4. Образование притяжательных прилагательных.
«Скажи, чей на картинке хвост?» (лисий, собачий, кошачий, львиный)
____________________________________________________________________
11. Употребление предлогов в, на, под, за, над на материале картинок или демонстрации действия.
Оценка результата:
5 баллов - правильное употребление предлогов;
4 балла - неверно употребляет предлоги, но самостоятельно исправляет ошибку самостоятельно;
3 балла - называет после стимулирующей помощью взрослого «Не верно, подумай еще»;
2 балла - ошибочное употребление предлогов;
1 балл - невыполнение, отказ.
«Куда положила мячик?, Где мячик? Откуда достала мячик?»
____________________________________________________________________
12. Согласование качественных прилагательных с существительными.
5 баллов - называет правильно.
4 балла - называет с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла - называет с минимальной (стимулирующей) помощью взрослого.
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл - задания не выполняются.
- Кошка серая и котенок ее какой?_______________________
- Небо какое?_________________________________________
- Собака черная и щенок у нее какой?_____________________
13. Обследование связной речи
13.1. Описание предмета.
Посмотри внимательно на игрушку и опиши ее.
___________________________________________________
Оценка результата:
5 баллов - развернутое, точное описание
4 балла - перечисление характеристик;
3 балла - описание 2-3 признаками;
2 балла - описание по наводящим вопросам;
1 балл - отказ от выполнения задания.
13.2. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Посмотри внимательно на картинку. Расскажи, кто что делает.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оценка результатов:
5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; самостоятельно составлен рассказ;
4 балла - допущено незначительное сокращение ситуации; рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний;
3 балла - неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; раскладывание составление рассказа по наводящим вопросам;
2 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; отсутствие описания ситуации;
1 балл - невыполнение задания даже при наличии помощи.
13.3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Ребенку предлагается разложить картинки в нужном порядке и составить по ним рассказ.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оценка результатов:
5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.
4 балла - допущено незначительное сокращение ситуации; рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний; картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
3 балла - неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
2 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; отсутствие списания ситуации;
1 балл - невыполнение задания даже при наличии помощи.
13.4. Пересказ.
Ребенку предлагается внимательно прослушать рассказ, а затем попытаться самостоятельно (или с опорой на вопросы) пересказать его. Рассказ прочитывается 2-3 раза.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и про¬сыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Оценка результата:
5 баллов - самостоятельный пересказ; воспроизведены все основные смысловые звенья; пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
4 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний; пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса);
3 балла - пересказ неполный имеются значительные сокращения; поиск слов, отдельные близкие словесные замены; пересказ по вопросам;
2 балла - имеется искажения смысла или включение посторонней информации; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; пересказ даже по вопросам не доступен.
1 балл - невыполнение.