Четверг, 18.10.2018, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Оценка конкурентных преимуществ стран

В современных условиях глобализации, интеграции мирового экономического сообщества, роста конкурентной борьбы, как между предприятиями одной страны, так же и между различными странами, регионами, отраслями, развивается объективная потребность в развитии и совершенствовании механизмов адаптации, активного выживания и повышения эффективности множества современных организаций.

В целом, необходимо отметить, что высокий уровень конкурентной борьбы в наши дни является своеобразным катализатором развития экономики, наукоемких отраслей, развития НТП, повышения эффективности деятельности множества функционирующих на каждый конкретный момент предприятий, организаций. В данной ситуации жесткая конкурентная борьба приводит к наращиванию конкурентных преимуществ, или же, другими словами, происходит совершенствование конкурентоспособности организации. Здесь имеется в виду микроуровень в отношении развития конкуренции.

Конкурентоспособность национальной экономики, на макроуровне, в современном мире во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества, а также модернизироваться. Действительно, на сегодняшний день, промышленность все также остается ведущим производителем товаров инвестиционного и личного потребления, основным плательщиком налогов в государственный бюджет. Именно, от уровня ее развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения. Конкурентоспособность представляет собой сложную и многоуровневую категорию, органически присущую рыночной системе ведения хозяйства.

Современные трактовки национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций, по существу согласуются с теорией М. Портера, отражая при этом новый этап эволюции понятия конкурентного преимущества. Общее определение конкурентоспособности, принятое в ОЭСР, гласит, что конкурентоспособность представляет собой способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции. К несчастью, отечественная промышленность как в плане технико-технологической базы, так и в плане отраслевой структуры не соответствует современным требованиям. Итогом такого положения становится ее отставание от ряда развитых и новых индустриальных стран.

На сегодняшний день следует выделить Германию как страну с высоким уровнем конкурентоспособности, богатым опытом в развитии и наращивании конкурентных преимуществ в сложных экономических, социальных и политических условиях за достаточно короткие сроки. На современном этапе мирового экономического развития «германское чудо» является ценным и практически полезным, достойным рассмотрения примером для развития конкурентных преимуществ страны, не только на локальном, но и на глобальном, то есть, международном уровне.

На основании исследования сделаем следующие выводы:

1. На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила развития общества стимулирует производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных издержек на его использование. В связи с чем, следует выделить шесть актуальных методов конкурентной борьбы: неценовая; ценовая; на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на основе повышения качества процессов; на основе комбинации всех предыдущих.

2. Конкурентоспособность национальной экономики, на сегодняшний день, во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Соответственно, от уровня развития промышленности зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения.

3. Теория конкуренции, предложенная Майклом Портером, представляет собой фундаментальную теорию конкурент­ного поведения компании на рынке, а также иллюстрирует схему обеспечения пре­имуществ над конкурентами, являясь центральным моментом в стратегиче­ской ориентации предприятия на уровне микро- и макросреды фирмы.

4. Правило ромба для конкурентных преимуществ страны говорит о том, что условия для факторов производства, состояние спроса, родственные или поддерживающие отрасли, устойчивая стратегия, структура и соперничество, все эти факторы обуславливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. Другими словами, данное правило описывает предпосылки и условия к формированию и развитию конкурентных преимуществ.

5. Выделяют четыре основных этапа развития конкурентоспособности национальной экономики:

- на основе факторов производства;

- конкуренция на основе инвестиций;

- конкуренция на основе нововведений;

- конкуренция на основе богатства.

6. Конкурентные преимущества отрасли по многим характеристикам схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль; они подразделяются на внешние и внутренние преимущества. Конкурентные преимущества региона, страны состоят из множества различных факторов, таких, как: НТР и НИОКР; уровень развития экономики; уровень профессионализма персонала, предпринимательской активности, культуры бизнеса; и др.

7. Современная отечественная промышленность как в плане технико-технологической базы, так и в плане отраслевой структуры не соответствует современным требованиям. Результатом такого положения становится ее отставание от ряда развитых и новых индустриальных стран. В связи с чем, в современных условиях глобализации и интеграции мирового экономического пространства, для развития отечественной экономики, объективной необходимостью является исследование, оценка конкурентных преимуществ экономически развитых стран.

8. На сегодняшний день, Германия является одной из мировых стран-лидеров в отношении развитии наукоемких и высокотехнологичных отраслей, характеризуется высокими темпами развития ТНП, занимает ведущие позиции в мировой торговле, а также, на уровне международного разделения труда. Необходимо отдельно отметить, государственный аппарат страны оказывает значительное влияние на формирование, поддержку конкурентоспособности предприятий, с одной стороны, а также, развивает конкурентоспособный потенциал страны, с другой.

Опираясь на применение правила ромба, нами были рассмотрены следующие конкурентные преимущества страны:

- в стране наблюдаются благоприятные факторные условия конкурентных преимуществ страны, отражающие высокий уровень ресурсного и природного потенциала Германии; при этом активно задействуемые в хозяйственной деятельности страны, условия для факторов производства являются своеобразным фундаментом для достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности Германии;

- активный рост спроса в Германии был вызван сочетанием увеличения внешнего спроса на средства производства и рост объема покупок товаров длительного пользования со стороны внутренних потребителей;

- три важнейшие поддерживающие отрасли страны: промышленность, автомобилестроение и энергетика, представляют собой важнейшую компоненту развития конкурентных преимуществ Германии;

- устойчивая стратегия, структура и соперничество в Германии развиваются на основе следующих принципов: ориентация на внешние рынки, развитие социально ориентированной рыночной экономики, партнерство в деятельности предприятий, и др.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика