Среда, 21.02.2018, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Оказание психолого-педагогической помощи учащимся при отказе от курения

Мы остановимся лишь на той помощи, которую могут оказать школьнику педагоги, а также, в определенной степени, родители. Возможные действия в отношении курящих учащихся включают ряд последовательных шагов, или этапов. Первый из них – подготовительный.

Во-первых, учащиеся должны узнать, что где-то оказывают помощь в прекращении курения и что они могут туда обратиться. Надежда на избавление от вредной привычки (а это крайне важно!) позволяет курильщику получить достоверную информацию о центрах, в которых действительно помогут, а не обманут, получив деньги. Поэтому информация о предоставляемой помощи должна появиться там, где сообщаются интересные для учащихся новости – информационные листки, молодежные СМИ, Интернет [41, 32].

Во-вторых, обращение за помощью должно быть безопасным для учащихся. Не секрет, что многие из них курят тайно от родителей и педагогов. Следовательно, необходимость предъявлять какие-то документы или сообщать домашний адрес может отрицатель­но сказаться на числе обращающихся за помощью. Поэтому идеальным выходом из положения здесь могут стать служба консультирования по телефону или анонимный консультационный пункт.

В-третьих, обращение за помощью должно быть привлекательно для учащихся.

Следующий этап – диагностика табачной зависимости обратившихся за помощью, то есть сбор информации о стадии вовлечения в эту зависимость.

Для оценки желания курильщика освободиться от вредной привычки целесообразно использовать психологические тесты и опросные листы (например, см. анкету  по теме «Курение и здоровье»). На их основе всех обратившихся за помощью курильщиков можно разделить на следующие группы:

1.  Начинающие.

2.  Не готовые к отказу.

3.  Неуверенные.

4.  Готовые к отказу.

5.  Бывшие.

6.  Сорвавшиеся.

К первой группе можно отнести около 40% курильщиков, у кого срок табакокурения исчисляется месяцами, а количество потребляемых сигарет не доходит обычно до половины пачки. Они курят «за компанию», по случаю, после употребления алкоголя. Истинной потребности в табаке у них еще не сформировалось, отсутствие сигарет не нарушает привычного поведения и не влияет на эмоционально-психологическое состояние.

Ко второй группе относятся курильщики, которые не думают о прекращении курения и могут сопротивляться любым попыткам обсудить эту тему. Они обычно видят больше позитивных аспектов курения, и им не нравится признавать недостатки. Ни в какие службы помощи они обычно не обращаются, но если это случается (как правило, под давлением кого-либо из близких), то разговор ведут довольно резко, пытаются говорить не столько о себе, сколько о службе, в которую обратились. Таких людей следует осторожно поощрить к размышлениям об их привычке, чтобы они обдумали все «за» и «против», и подсказать, что в эту же службу можно будет обратиться позже, когда почувствуют готовность обсуждать вопрос или им потребуется помощь. Беседа не должна быть очень длинной, поскольку эти курильщики склонны к сопротивлению и на данной стадии перемены маловероятны. Чтение лекций, запугивание и устрашающая тактика здесь неэффективны и в большинстве случаев могут приводить к отрицательному результату [32].

В третью группу входят те, кто психологически не определился, будет ли в дальнейшем курить или нет. Около 40% курильщиков не уверены или имеют двойственное отношение к собственному курению. Они размышляют над выгодами прекращения курения, но боятся нежелательных последствий. На этой стадии подростки открыты к обсуждению вопросов о курении и его прекращении. Цель работы с «неуверенными» состоит в том, чтобы помочь им исследовать вредную привычку, помочь взвесить «за» и «против» и решить, стоит ли продолжать курить. Обсуждение того, что особенно беспокоит подростков в связи с курением или его прекращением, часто выявляет барьеры, по преодолению которых может быть предложена помощь. В частности, это беспокойство обусловлено увеличением массы тела или появлением симптомов отмены в результате прекращения курения. «Неуверенному» может потребоваться какое-то время, прежде чем «против» возьмет верх. Развитие «сценария курильщика» здесь в большой степени зависит от окружения и складывающейся ситуации. Подростки легко могут отказаться от зарождающейся вредной привычки и в дальнейшем к ней больше не возвращаться. Следует заметить, что основную часть этой группы составляют все-таки не подростки, а женщины.

К четвертой группе относятся 20% курильщиков. Они приняли решение предпринять серьезную попытку оставить вредную привычку. Для них недостатки курения выше преимуществ. Эта группа требует более активного вмешательства со стороны консультанта, поскольку людям необходима информация о том, что следует делать для достижения результата. «Готовые к отказу» нуждаются в короткой специфической консультации, которая помогла бы им преодолеть симптомы отмены и факторы, провоцирующие курение. Кроме того, для них важна эмоциональная поддержка, как со стороны консультанта, так и со стороны близких людей. Таким курильщикам может потребоваться несколько попыток освобождения от курения.

Среди представителей группы «готовых к отказу» подростки составляют меньшинство. Только те из них, которые курят с малолетства и регулярно, могут попасть в эту «мужскую» группу.

Пятая группа — это те, кто курил раньше и боится начать снова, что и служит поводом для их обращения за помощью. Курильщик должен достичь этой стадии в долгосрочной перспективе. Здесь поддерживается воздержание от курения, соблазн покурить постепенно снижается и исчезает. Мысли о курении у «бывших» могут возникать часто или редко, хотя не исключены ситуации, когда им хочется закурить. Только пройдя через эту стадию, человек может вновь стать некурящим.

Наконец, последнюю группу составляют те, кто бросал курить, но «сорвался», не вы­держал. Эта группа наиболее сложная, так как у ее представителей имеется негативный опыт отказа и меньше уверенности. Срыв – это возврат к курению. После него курильщик может оказаться фактически на любой из перечисленных стадий. Задача консультанта – помочь человеку как можно ближе продвинуться к возможности отказа от курения, чтобы повторный путь был проделан в меньшие сроки.

- О вреде курения

Оказание психолого-педагогической помощи учащимся при отказе от курения
Поиск

Яндекс.Метрика