Пятница, 26.04.2024, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Описание методик психологического исследования подростков занимающихся в детско-юношеском центре «Китеж»

В работе мы пользовались эмпирическими методами исследования, такими как тестирование и диагностическая анкета.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

Данная методика имеет в наличие инструкцию, ключ и стимульный материал в виде бланков, включающих в себя 40 вопросов. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Цель. Дифференцированное измерение тревожности как состояния и как личностного свойства.

Конструкт. Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности

Шкалы. В данной методике выделено две шкалы.

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 - отсутствие тревожности). Т.е. можно сказать что использована некая вариация шкалы Лайкерта.

Область. В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми. Для наиболее полного представления об особенностях эмоциональной сферы и психических состояний индивида используется комплекс психодиагностических методов: как основанные на самооценки состояний, так и проективные методики.

Использованные при психометрической проверке, показатели. В про анализированной литературе представлено не было. Увы.

Процедура. Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами для измерения ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценивать каждое утверждение относительно того, как они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выбора.

Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе. Методика предназначена изучения уровня притязаний учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 - 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний. Уровень притязаний определяется уровнем трудности выбираемой цели.

Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф. Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается 12 заданий (с грифом «а», так как каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Дается следующая инструкция: «Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время - ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами».

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и, таким образом, произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до 5.

  • Карточка 1. I степень трудности. Написать три слова на бук¬ву «Н».
  • Карточка 2. II степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву «А».
  • Карточка 3. III степень трудности. Написать шесть имен на букву «П».
  • Карточка 4. IV степень трудности. Написать название шести государств на букву «И».
  • Карточка 5. V степень трудности. Написать пять названий станций место на букву «П».
  • Карточка 6. VI степень трудности. Написать двадцать слов на букву «С».
  • Карточка 7. VII степень трудности. Написать, какие материки начинаются с буквы «А».
  • Карточка 8. VIII степень трудности. Написать название пяти государств на букву «М».
  • Карточка 9. IX степень трудности. Написать название пяти фильмов на букву «М».
  • Карточка 10. X степень трудности. Написать фамилии пяти известных отечественных киноактеров на букву «Л».
  • Карточка И. XI степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву «Р».
  • Карточка 12. XII степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву «К».

Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним очком, II -двумя и т. д.

В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков (14). Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй - 5-ю, в третий - 4-ю, в четвертый - 7-ю и в пятый раз - 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4 + 5 + 4 + 7 + 6=24 очкам.

После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т. е. повышение притязаний.

Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).

Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориента¬ция на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, пер¬вичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Цель опросника Кеттела (форма С) содержащего перечень биполярных показателей, - оценить развитость следующих личностных качеств, составляющих 16 факторов:

1) сдержанный - общительный,

2) мышление конкретное, ограниченное - абстрактное,

3) эмоционально неустойчивый - устойчивый,

4) зависимый от группы - самостоятельный,

5) серьезный - беспечный,

6) с выражением «я» - не принципиальный,

7) робкий - склонный к риску,

8) жесткий - мягкий,

9) доверчивый - подозрительный,

10) практичный - с богатым воображением,

11) прямолинейный - гибкий,

12) спокойный - беспокойный,

13) склонный к новаторству - консервативный,

14) уступчивый - напористый,

15) спонтанный - контролирующий себя,

16) спокойный - напряженный.

Кроме того, выявляется качество: лживый - правдивый.

Личностный опросник в предлагаемом варианте содержит 105 вопросов.

Инструкция дается следующая: «Перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя - ответу «в», а клетка справа - ответу «с»). Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов в минуту. Вы должны закончить отвечать на все вопросы не позднее, чем за полчаса».

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе разбросанных по всей тест-брошюре вопросов.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты (в том числе онлайн), ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, дневник, решение задач на заказ на любую тему.

- Статьи, информация, новости

Описание методик психологического исследования подростков занимающихся в ДЮЦ Китеж
Поиск