Пятница, 22.09.2017, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методы исследования психологических закономерностей табакокурения в студенческой среде

В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методы экспериментально психологического исследования: анкета на выявление отношения молодежи к табакокурению, методика САН  В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошникова; методика ПДТ  В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского.

1. Анкета "Выявление отношения молодежи к табакокурению"

Анкета состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Каждому испытуемому давалась анкета на отдельном листе. 

При анализе анкеты учитывались следующие параметры: отношение к курению, возраст начала курения, побудительные мотивы для курения, стаж курения, наличие курящих родственников (см. Приложение 1).

 2. Методика "САН"  В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошникова

Самочувствие. Активность. Настроение (САН) – разновидность опросников состояний и настроений (см. Приложение 2). Методика разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 году.

САН представляет собой таблицу, которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:

  • работоспособный  3 2 1 0 1 2 3  разбитый
  • напряженный         3 2 1 0 1 2 3  расслабленный
  • медлительный        3 2 1 0 1 2 3  быстрый

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

3. Методика "ПДТ"  В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского

Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов.

Методика состоит из 174 пунктов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал. Шкалы нижнего уровня, их 10, описывают: невротизм, психотизм, депрессию, совестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость (стеснительность), общительность. Шкалы верхнего уровня характеризуют: психическую неуравновешенность, асоциальность, интроверсию и сензитивность.

Перед началом исследования испытуемым предоставляется возможность ознакомиться с текстом инструкции, самого опросника и бланка ответов.  Обработка результатов производится с помощью ключей. Ответу, совпадающему с ключом, присваивается 1 балл. Далее баллы суммируются.

Краткая характеристика шкал теста.

А. Шкалы нижнего уровня

1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор "невротизм" близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости.

2. Психотизм. Шкала предназначена для измерения степени психической адекватности личности. Данная шкала фиксирует аутичность личности, которая характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими.

3.Депрессия. Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении доминирующего фона настроения. Под депрессией М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев понимают "угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями". Содержательные утверждения, собранные в шкале "депрессия", отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

4.Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.

5.Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, социализированности поведения. Шкала фиксирует уровень социальной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.

6.Общая активность. Предназначена для измерения общего уровня активности, энергичности и астеничности личности. Шкалы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента. Диагностирует лидерские способности подростков, поскольку высокая активность, как правило, сопровождается умением сплотить коллектив, правильно распределить обязанности.

7.Робость, стеснительность. Предназначена для измерения робости, стеснительности, скованности в интерперсональных отношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личности, как решительность – пассивность, уверенность – неуверенность, смелость – робость в межличностных отношениях.

8.Общительность. Данная шкала направлена на измерение широты и интенсивности общения. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткость отношения к людям.

9.Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л.Т. Ямпольский, – этот фактор может быть соотнесен с представлениями И.П. Павлова о "художественном" и "мыслительном" типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать художественному типу с чувственным, конкретно-образным мышлением, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений – мыслительному типу с относительным преобладанием второй сигнальной системы, характеризующейся гипертрофией абстрактного мышления.

10.Женственность. Измеряет степень идентификации испытуемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и самоанализу, скромность в поведении, погруженность в личные проблемы.

Б. Шкалы верхнего уровня

11.Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор "психическая неуравновешенность" указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.

12.Асоциальность. Оценивает социальную приспособленность. Фактор "асоциальность" описывает "социопатическую личность", характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асоциальными реакциями.

13.Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной контактности личности. Фактор "интроверсия" измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.

14.Сензитивность. Шкала предназначена для измерения тонкости эмоциональных переживаний. Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное восприятие окружающего, учтивость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духовные ценности.

В качестве методов математической статистики использовался Q-критерий Розенбаума.

- О вреде курения

Методы исследования психологических закономерностей табакокурения в студенческой среде
Поиск

Яндекс.Метрика