Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода
Если Н. упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой. Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, он тоже способен овладеть этой наукой. Известно, что Н. упорен в достижении поставленной цели и имеет склонность к строгому абстрактному мышлению.
Решение
Дилемма - это условно-разделительное умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух условных суждений, а другая является разделительным суждением. Дилеммы бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные дилеммы характеризуются тем, что мысль в них движется от утверждения вари- антов оснований условных суждений к утверждению следствий. Конструктивные дилеммы бывают простыми и сложными.
Т.к. первая посылка состоит из двух условных суждений (Если Н. упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой. Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, он тоже способен овладеть этой наукой.), основания которых различны, а следствия совпадают, а вторая посылка (Н. упорен в достижении поставленной цели и имеет склонность к строгому абстрактному мышлению.) содержит дизъюнкцию обоих оснований, то данное условно-разделительное умозаключение дилемма является простой конструктивной дилеммой.
Вывод: Н. способен овладеть логикой.
Построим схему.
Вывод соответствует схеме, следовательно, вывод достоверный.
- Контрольные работы на заказ |