|
Организации проведения учебно-тренировочных занятий по развитию выносливости у старших школьниковПодготовка футболистов носит многогранный характер. Как и в других видах спорта, в структуре подготовленности футболистов выделяют следующие относительно самостоятельные стороны: техническую, физическую, тактическую, психическую, игровую и интегральную. Многокомпонентность и разнохарактерность требований к подготовленности футболистов диктуют необходимость развития у занимающихся всех физических качеств и вооружение их большим объемом двигательных умений и навыков. Решение этих задач регламентируется целенаправленностью теоретических и экспериментальных исследований, которые пока не в состоянии охватить все проблемы тренировочного процесса в данном виде спорта. Неоднозначность в подходах к содержанию тренировочного процесса футболистов определяет тот факт, что большинство имеющихся в литературе рекомендаций по основам методики подготовки базируется на личном тренерском опыте. Как отмечают специалисты, содержание тренировочных программ высококвалифицированных футболистов должно в значительной степени зависеть от информации, полученной в результате контроля за соревновательной деятельностью игроков. Таким образом, непременным требованием современной системы спортивной тренировки является необходимость рационального совершенствования всех сторон подготовленности (физической, технической и т.д.) с учетом закономерностей становления основных компонентов эффективной соревновательной деятельности. При этом, совершенствуя физическую подготовленность футболистов, необходимо выдерживать требования таких принципиальных установок, как соразмерность развития основных физических качеств, целевая направленность к высшему спортивному мастерству и перспективное опережение в формировании технического мастерства. Специалистами неоднократно отмечалось, что своевременное в возрастном плане овладение рациональной техникой избранного вида спорта является залогом успешности подготовки спортсмена высокого класса. В качестве одного из основных факторов эффективности обучения технике в спортивных играх выделяют оптимальную последовательность освоения отдельных тактических действий. Известно, что для достижения необходимых уровней подготовленности футболистов одним из главных условий является умение правильно подбирать, использовать, контролировать и корректировать тренировочные нагрузки. Нагрузки принято классифицировать по величине, направленности, координационной сложности, по принципу соответствия соревновательному упражнению, принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. Таким образом, данными компонентами определяется направленность и интенсивность адаптационных процессов в организме занимающихся. По величине различают: малые, умеренные (средние), субмаксимальные (околопредельные) и максимальные (предельные) нагрузки. По характеру нагрузки классифицируют на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические. По направленности выделяют следующие виды: а) как влияющие на совершенствование отдельных двигательных умений и навыков или физических качеств (на развитие быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости, силы); б) по воздействию на тот или иной физиологический механизм (аэробный, анаэробный, аэробно-анаэробный). По координационной сложности нагрузки подразделяют на две группы: а) выполняемые в обычных, стереотипных условиях и не требующие особой концентрации и мобилизации; б) выполняемые в усложненных, с точки зрения координационных движений высокой точности, условиях. По принципу соответствия тренировочных нагрузок соревновательному упражнению все средства подготовки дифференцируются на специфические и неспецифические. О величине нагрузки можно судить по показателям внутренней и внешней ее сторон. Современные исследования показали, что лишь интеграция этих двух компонентов даёт полную информацию о величине нагрузки. Внешнюю сторону нагрузки характеризуют ее объем и интенсивность. Объем проделанной работы обычно измеряют в километрах, часах, килограммах, количестве тренировочных занятий и соревновательных стартов. Интенсивность - скоростью выполнения упражнений, темпом движений, временем преодоления дистанций, величиной отягощений. Зачастую для того, чтобы показать, какой величины нагрузку необходимо выполнить, указывают, какую степень усилий нужно развить в данном упражнении - в процентах. Тем не менее, более полную характеристику нагрузки получают по ответной реакции организма спортсмена на выполненную работу - это и есть внутренняя сторона. При получении данных в этом случае необходимо учитывать информацию как о срочных (непосредственно во время или сразу же после выполнения упражнения) реакциях организма на нагрузку; так и об изменениях, проходящих на фоне восстановления, после него, о характере и длительности самого восстановления. Показатели, дающие информацию о работе функциональных систем организма, очень разнообразны: частота сердечных сокращений, дыхания; показатели потребления О2, вентиляции легких; количество и скорость накопления лактата в крови; данные электрокардиографии, энцефалографии, биоэлектрической активности мышц, кислотно-щелочного равновесия; активность ОВР в организме, быстрота и подвижность нервных процессов, запасы гликогена и др. Увеличение интенсивности и объема тренировочных нагрузок приводит к желаемым изменениям в функциональном состоянии занимающихся, но лишь при определенных условиях. Здесь необходимо руководствоваться принципом постепенности и волнообразности нагрузок. Степень воздействия нагрузки регламентируется ее особенностями и порядком применения следующих составляющих: интенсивности выполнения, длительности отдыха и времени выполнения упражнения, количества упражнений в одном комплексе, занятии, микроцикле и т.д. В.П. Филиным и В.Э. Нагорным была разработана система классификации нагрузок (на малые, средние, большие), основанная на регистрации ответных реакций организма на выполненную работу, а именно - на длительности сроков восстановления. Этими учеными определены следующие границы: малая нагрузка - срок восстановления спортивной работоспособности 4-6 часов; средняя нагрузка - срок восстановления - до 24 часов; большая нагрузка - срок восстановления - до двух и более суток. Л.Р. Айрапетянц утверждает, что, тренировочные нагрузки спортсменов в спортивных играх можно разделить на три основные группы: 1) упражнения, направленные на освоение техники основных игровых приемов; 2) упражнения, способствующие обучению игроков взаимодействию друг с другом (основы индивидуальной и групповой тактики); 3) упражнения, повышающие уровень физической подготовленности. Некоторые специалисты полагают, что в футболе приоритет в классификации нагрузок должен принадлежать их градации по специализированности и координационной сложности. Вместе с тем необходимо отметить, что ряд авторитетных ученых (Ф.П. Суслов, М.Я. Набатникова, Г.Н. Максименко, Л.П. Матвеев) считают недопустимым выделять в классификации нагрузок приоритетные компоненты, а для оценки нагрузочности тренировочного занятия (или цикла занятий) предлагают в равной степени использовать как внешнюю, так и внутреннюю стороны нагрузки. Только такой подход может привести к оптимизации тренировочного процесса и совершенствованию всех сторон подготовленности футболистов. В процессе игры в футбол для обучающихся игре характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку, внесения изменений тренерского штаба и принимать правильные решения. 1. Для повышение эффективности работы и надежности игровых действий используется путь воспитания личностных качеств посредством целенаправленно организованной деятельности в условиях, требующих обязательного проявления определенных качеств, а также путем создания специфических игровых ситуаций, позволяющих развивать у юных спортсменов способность к ориентированию в сложных условиях, включающих быстрое, точное восприятие и анализ постоянно меняющихся ситуаций, что обеспечит выполнение адекватных действий. 2. При работе на общую выносливость надо знать: что выносливость с возрастом увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возрастет 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этап специализации). После 16 лет (этап спортивного совершенствования) наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20-21 году. Таким образом, в теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Рассмотрев понятие выносливости у футболистов , мы сделали вывод, что Выносливость - это способность к длительной двигательной деятельности относительно высокой интенсивности. Во время занятий футболом выносливость подразделяют на общую и специальную. Общая выносливость определяется способностью игрока длительный период выполнять движения средней интенсивности, используя функциональные возможности организма (особенно сердечнососудистой и дыхательной систем). Работают все группы мышц, что положительно влияет и на специальную выносливость. Общая выносливость играет вспомогательную роль в развитии всех физических качеств. Специальная выносливость определяется способностью выполнять (согласно требованиям игры) сложную двигательную деятельность продолжительное время и с высокой интенсивностью. Такая способность зависит от возможностей организма сохранять работоспособность при движениях с максимальной интенсивностью. Ее характеризуют быстрота и стабильность нервных процессов. Вынослив не только утомляющийся позднее других, но и тот, кто продолжает активные действия, несмотря на усталость. Это значит, что высокая степень этого физического качества предполагает и высокий уровень и моральных и, особенно, волевых качеств. Проанализировав методы и средства развития выносливости у старших школьников, мы пришли к выводу, что им более подходят соревновательный и игровой методы. Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность. Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки. Особенности организации проведения учебно-тренировочных занятий по развитию выносливости у старших школьников, должны отражать то, что в процессе игры в футбол для обучающихся игре характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. |
|