Среда, 21.02.2018, 14:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Организация эмпирического исследования межличностных отношений

Исследование проходило в мае 2015 г. в ДОУ детский сад № 10 комбинированного вида. В эксперименте приняли участие дети в возрасте 6-7 лет.

В эксперименте участвовало 20 детей:

- 10 дошкольников в возрасте 6 лет;

- 10 младших школьников 7 лет.

Обследование особенностей межличностных отношений детей проходило в форме стандартизированных тестовых заданий.

Исходя из цели и задач исследования, были подобраны адекватные методики диагностики межличностных отношений у детей:

1. Методика «Капитан корабля».

Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей.

2. Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломинского, Е. А. Панько).

Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей.

Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные.

3. Беседа (Я.Л. Коломинского).

Цель: диагностика характера межличностных отношений у детей, выявление мотивов выбора.

Проведение исследования.

Во время индивидуальной беседы каждому ребенку задавались вопросы.

Анализ и интерпретации полученных данных.

На основе протоколов составлялись таблицы выборов, где подсчитывалось количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком. Был выделен доминирующий мотив выбора у каждого ребенка отдельно. В зависимости от содержания мотивы были разделены на V типов.

На основании экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ.

Методика «Капитан корабля» позволила провести социометрическое изучение и оценку межличностных предпочтений в группе детей (табл. 1).

Таблица 1

Уровни межличностных предпочтений в группе детей

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дети 6 лет

20 %

50 %

30 %

Дети 7 лет

50 %

40 %

10 %

На основании табл. 1 можно сделать вывод о том, что в группах дошкольников, имеются дети, с которыми хотели бы общаться все дети, имеются и отверженные. В этой группе имеется 20 % популярных детей, с ними хотели общаться 70 % детей. Эти дети отличаются ровным и благожелательным характером и вызывают симпатии. 20 % детей - это предпочитаемые дети. Они получили два-три выбора. Эти дети также вызывают симпатии у сверстников и желание вступать в коммуникативные отношения.

30 % детей получили по одному выбору. Этих детей тоже можно отнести к предпочитаемым детям. Но они, возможно, входят в группу риска, так как их в следующий раз могут и не выбрать из-за личностных качеств: агрессивности, неуступчивости. 30 % детей оказались в группе непопулярных детей. Дима Н. не получил ни одного выбора (игнорируемый ребенок), а Олег Д. из-за своих отрицательных личностных характеристик получил 90 % отрицательных выборов (отвергаемый ребенок). Его можно отнести к числу отвергаемых сверстниками детей.

Наличие большого количества детей, с которыми сверстники не хотят вступать в общение, объясняется тем, что у дошкольников имеются нарушения общения, проявляющиеся, прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы.

В группе младших школьников результаты оказались следующими. В ходе эксперимента выделены дети, с которыми хотели бы общаться все дети. Таких детей - 50 %. Эти дети отличаются ровным и благожелательным характером и вызывают симпатии. 40 % детей - это предпочитаемые дети. Они получили по 1-3 выбора. Эти дети также вызывают симпатии у сверстников, но не более, чем у одного. Только 10 % детей оказались в группе непопулярных детей. Они не получили ни одного положительного выбора. К ним сверстники относятся отрицательно.

Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных категориях («звезды», «предпочитаемые»), Уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий. Высокий уровень благополучия взаимоотношений выделен у дошкольников, как с нормой психического развития, так и в группе детей 6 лет.

С помощью методики «Выбор в действии» проводилось изучение и оценка социометрического статуса в группе детей дошкольного и младшего школьного возраста (табл. 2).

В соответствии с количеством полученных предметов определялся социометрический статус ребёнка в группе при помощи формулы. Был определен уровень социометрического статуса ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками.

Таблица 2

Уровни развития уровня социометрического статуса у дошкольников и младших школьников

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Крайне низкий уровень

Дети 6 лет

 

30 %

70 %

10 %

Дети 7 лет

50 %

30 %

20 %

 

На основании табл. 2 можно сделать вывод, что высокого уровня в развитии социометрического статуса у дошкольников выявлено не было. А в группе младших школьников таких детей - 50 %. Эти дети получили 5-7 выборов.

У 30 % дошкольников и 30 % младших школьников выделен средний уровень развития социометрического статуса. Эти дети получили по 3-4 выбора (наиболее желаемых предметов, подарков). Дети выделяли положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие нравственные качества как умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.

У 70 % дошкольников и 20 % младших школьников выделен низкий уровень развития социометрического статуса. Эти дети получили по 2-3 выбора. Им сверстники так же хотели дать наиболее желаемые предметы. Это - дети без осознанного мотива выбора, которые выделяли лишь общее положительное отношение к сверстнику. Их ответы носили следующий характер: «Не знаю», «Нравится».

У 10 % дошкольников выделен крайне низкий уровень развития социометрического статуса. Эти дети не получили подарков и сами никому не подарили ничего. На вопрос: Кому ты подаришь зайчика?», они отвечали: «Не знаю».

Наличие большого количества дошкольников с низким уровнем и крайне низким уровнем развития социометрического статуса объясняется тем, что у детей дошкольного возраста еще не до конца сформирован интерес в контакте, они не умеют ори­ентироваться в ситуации общения, проявляют общий негативизм.

Проведение беседы по методике Я.Л. Коломинского позволило диагностировать межличностные отношения у дошкольников и младших школьников, выявить особенности мотивов выбора партнера для разных видов деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Уровни межличностных отношений у детей по методике Я.Л. Коломинского

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дети 6 лет

30 %

50 %

20 %

Дети 7 лет

60 %

30 %

10 %

На основании табл. 3 можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития межличностных отношений выделен у 30 % дошкольников и у 60 % младших школьников. Анализ ответов у этих детей выявил I и IV тип доминирующих мотивов выбора у каждого ребенка. Это значит, что дети в качестве доминирующего мотива выбора определяли общую оценку сверстника, отмечали свое эмоционально-положительное или отрицательное отношение к нему («он хороший», «нравится», «не нравится», «плохой»). Кроме того, дети так же выделяли дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»).

Средний уровень развития межличностных отношений выделен у 50 % дошкольников и у 30 % младших школьников. Анализ ответов у этих детей выявил II и III тип доминирующих мотивов выбора у каждого ребенка. Эти дети в качестве доминирующего мотива выбора выделяли те или иные качества сверстника:

- внешние - «Он красивый», «У нее красивое платье», У нее красивая кукла»;

- качества, обеспечивающие успешность или неуспешность деятельности - «Он хорошо играет с мячом», «Он хорошо рисует», «Она хорошо поет»;

- нравственные - «Она добрая».

Кроме того, эти дети выделяли интерес к совместной деятельности («интересно играть», «играем вместе», «мне с ним интересно»).

Низкий уровень развития межличностных отношений выделен у 20 % дошкольников и у 10 % младших школьников. Анализ ответов у этих деей выявил V тип доминирующих мотивов выбора у каждого ребенка. Эти дети в качестве доминирующего мотива выбора проявляли пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение не подкрепляется эмоционально. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами.

Таким образом, мы видим, что с помощью тестирования можно исследовать межличностные отношения в группе.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика