Пятница, 17.08.2018, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Организация эмпирического исследования особенностей внимания и памяти в младшем школьном возрасте

Исследование началось в апреле - мае 2015 г.

Объект исследования - память и произвольное внимание младших школьников;

Предмет исследования - особенности развития памяти и внимания младших школьников, а также взаимосвязь одного процесса с другим.

Целью исследования является изучение особенностей развития памяти и внимания младших школьников, выявление взаимосвязи одного процесса с другим.

В исследовании решаются следующие задачи:  

1. изучить понятие о внимании, виды, функции и свойства внимания;

2. рассмотреть подходы к изучению памяти;

3. описать психолого-педагогические особенности внимания и памяти детей младшего школьного возраста;

4. эмпирическим путем выявить особенности памяти и внимания детей младшего школьного возраста;

5. изучить взаимосвязь памяти и внимания в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: память младших школьников тесно связана с его вниманием, чем устойчивее внимание, тем лучше память ребенка.

База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №3. В исследовании приняло участие 30 человек: 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте 8-9 лет.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация, экспериментальные - опрос, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных.

В исследовании применялись следующие методики:

Методика «Найди и вычеркни»

Назначение методики: Методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания.

Порядок проведения: Ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения различных фигур: треугольник, флажок, прямоугольник, круг, звезда, полукруг, квадрат. Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка данных: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: формула

где, S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N- количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы; t - время работы; n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

Интерпретация: На основании полученных результатов, делается вывод об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания ребенка:

10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая;

8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;

4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;

2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;

0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Методика «Проставь значки»

Назначение методики: Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

Порядок проведения: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок, на котором изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб. После предъявления рисунка, ребенку объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Обработка данных: Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется: формула

где, S - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Интерпретация данных: На основании полученных результатов, делается вывод об уровне развития переключения и распределения внимания ребенка:

10 баллов - очень высокий уровень;

8-9 баллов - высокий уровень;

6-7 баллов - средний уровень;

4-5 баллов - низкий уровень;

0-3 балла - очень низкий уровень.

Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия)

Методика использовалась нам с целью оценки состояния кратковременной словесно - логической памяти.

Инструкция к тесту

«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Интерпретация результатов теста

Показателями запоминания будет считаться количество слов, названное

а) после первого прочтения:

высокий уровень - не менее 5 слов;

средний уровень - 3-4 слова;

низкий уровень - менее 2 слов.

б) после 3-4 прочтений 

высокий уровень - 9-10 слов;

средний уровень - 7-8 слов;

низкий уровень - менее 6 слов.

Показателями долговременной памяти будет считаться количество слов, названное через один час:

высокий уровень - 9-10 слов;

средний уровень - 5-8 слов;

низкий уровень - менее 5 слов.

 По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.

Кривая запоминания может указывать на ослабление памяти, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости памяти. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Для определения взаимосвязей между памятью и вниманием были проведены расчёты коэффициентов ранговой корреляции Спирмена для каждой из пар методик.

Достоинством данного метода является то, что можно определить не только силу взаимодействия, но и характер связи (прямой или обратной).

Прямая связь показывает, что высокий уровень одной измеряемой величины соответствует достаточно высокому уровню другой измеряемой величины. Обратная связь, напротив, демонстрирует, что наиболее высоким значениям первой величины соответствуют наиболее низкие значения второй измеряемой величины и наоборот.

После ранжирования (присвоения рангов) производился расчёт коэффициентов Спирмена для каждой из величин: формула

Расчёт коэффициентов Спирмена

где rs - коэффициент Спирмена,

di - разность соответствующих рангов величин X и Y,

n - объём выборки.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика