Понедельник, 19.11.2018, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Особенности развития памяти и внимания младших школьников

Огромную роль в процессе учебной деятельности играет степень развития познавательных процессов. В основе познавательной деятельности лежит познание окружающего мира: ребенок воспринимает, включаются процессы осмысления и запоминания. Для полноценной познавательной деятельности необходимо развитие следующих процессов: восприятие, мышление, память, внимание, речь. В младшем школьном возрасте в психике ребенка происходят сложные изменения. По мере усвоения детьми новых знаний у них формируются новые представления об окружающем мире, происходит быстрая перестройка представлений, которые сложились о мире ранее. Вместе с развитием мышления и переходом его на новый качественный уровень происходит перестройка остальных психических процессов, в частности внимания и памяти. Школьники, которые хорошо успевают по различным предметам, имеют высокие показатели развития внимания и памяти. При этом различные узконаправленные исследования раскрывают, что различные свойства внимания вносят в обучение непропорциональный вклад. Причем, этот вклад может различаться в зависимости от предмета изучения. Например, в процессе овладения математикой ведущая роль отводится объему внимания. При изучении русского языка необходимо распределять внимание с высокой точностью, обучение чтению требует от ребенка устойчивого внимания. По этой причине, занимаясь развитием различных свойств внимания, можно оказывать влияние на улучшение успеваемости учеников по различным предметам.

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, также вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школ не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Однако все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, при её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынин, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных задач психологии.

Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее. Ведь ещё А.А.Смирнов указывал на важность совместить деятельность первой и второй сигнальных систем, т.е. зрительное восприятие и слово. Задача педагога - научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств.

В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные работе по развитию произвольного внимания в начальной школе, в которых выявляется сущность основных понятий теорий внимания, указываются способы совершенствования принципов, содержания, форм, методов работы по развитию внимания (Ольшанская Е.В., Тихомирова Л.Ф., Волкова Т. Н. и др.). Однако, на наш взгляд, работа по развитию внимания младших школьников далека от совершенства, не до конца раскрыты вопросы формирования произвольного внимания на уроках, не выявлена взаимосвязь внимания и памяти.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. Кроме того, память зависит и от возрастных особенностей личности.

Вниманием называется направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, предмете, явлении либо деятельности. Направленность сознания предполагает выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к выбранному объекту. Внимание, так же, как и остальные психические процессы, может принимать низшие и высшие формы. Низшие формы внимания называются непроизвольным вниманием, а высшие - произвольным. Непосредственное внимание является формой более низкого порядка, нежели опосредованное. Специалисты выделяют следующие свойства внимания: интенсивность (концентрация), объем, распределение, переключаемость, избирательность, устойчивость. Бывают случаи нарушения внимания. Чаще всего причинами таких нарушений являются: несформированность механизма произвольности у детей, астенические явления, несформированность мотивации, слабое развитие интеллектуальной активности, органические признаки церебрально-органического генеза, недостаточное развитие чувства ответственности.

У детей младшего школьного возраста еще не сформировано произвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания.

Особенности внимания детей младшего школьного возраста:

- Неустойчивость (чрезмерная подвижность внимания);

- Низкая концентрация (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, колебания внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость, утомляемость, чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности);

- Снижена избирательность (снижена настройка внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, проявление инертности, фрагментарное усвоение информации);

- Узкий объем внимания (не могут сосредоточиться на большом количестве объектов, степень ясности и отчетливости воспринимаемых объектов снижена);

- Снижено распределение (отсутствие контроля собственных действий, особым отвлекающим раздражителем является речь, уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу);

- Нарушено переключение («прилипание внимания», сниженная способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой).

Память младших школьников отличается тем, что неплохо развиты непосредственная и механическая память. Дети в этом возрасте сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Однако словесно-логическая память у большинства детей развита слабо.

В ходе эмпирического исследования мы выявили, что показатели продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста находятся в пределах нижней границы нормы, а устойчивость внимание - ниже нормы, положенной данному возрасту. Переключаемость и уровень распределения внимания у детей младшего школьного возраста соответствует низкому уровню переключаемости и распределения внимания. Результаты изучения словесно-логической памяти показали, что только у 20% младших школьников отмечается высокий ее уровень, у 60% - средний и у 20% - низкий уровень памяти на словесный, абстрактный материал, понятия, формулы, что объясняет низкое качество усвоения учебного материала. Средний показатель долговременной памяти - 5 слов. Объем памяти составляет 4 знака.

Анализ математического анализа с помощью критерия Спирмена показал, что в группе испытуемых существует прямая корреляционная связь внимания и памяти.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика