|
Особенности развития связной речи у младших школьниковСвязная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания. Которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Развить речь - это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь никак развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи. Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс. Фундамент закладывается еще в старшей и подготовительной группах детского сада и продолжается уже в начальной школе. Речь развивается и совершенствуется. Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 основных аспекта:
Очень важным является факт обогащения словаря учащихся. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления, которые обязательно нужно учитывать:
Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Для этого очень важно использовать различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану или образцу, конструктивные и так далее. Все это должно идти параллельно, поскольку развитие речи у учеников - это процесс трудный, многосторонний и долгий. Дети младшего школьного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Уровень сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
|
![]() |