|
Особенности русского импрессионизмаДля русского импрессионизма характерны следующие особенности: появился он в условиях «ускоренного развития», от чего и был образован сплав, симбиоз или смесь стилистически различных направлений и продленное, растянутое его существование во времени. Характерна для него большая загруженность смыслом и не очень большая динамизация по сравнению с городским французским вариантом, что его определяет «деревенский» характер и «культ этюда», так называемый. Проблемой особенно сложной можно выделить проблему соотношения импрессионизма с какими-либо другими стилистическими направлениями. И здесь основным было родство генетическое импрессионизма и реализма. Поэтому нельзя противопоставлять эти направления. Родственные отношения реализма и импрессионизма вытекают из их близости в творческих методах, которые связаны с натуральным видением. В дальнейшем оказались возможными сочетания стиля модерн и русского импрессионизма, экспрессионизмом, фовизмом, сезанизмом и другими течениями. Одновременно тяга к глубокой содержательности живописных образов, сохранившаяся в русском искусстве, а так же к его позитивной окраске объясняет в советской живописи необыкновенную живучесть импрессионизма. Так же можно отметить, что импрессионисты Франции концентрировались на впечатлении от увиденного, а русские прибавили к этому и внутреннее состояние художника. «Эскизность» обусловил именно этот факт, потому как приходилось работать не только на быстро изменяющийся свет, но и на переменчивую «русскую душу». Такая работа завершена должны была быть за один сеанс, потому что внутреннее состояние может сохранить свою уникальность всего лишь до прерывания его, что с точки зрения техники классической живописи делало завершенность практически невозможной. Известен так же факт, что Константин Коровин за два часа написал портрет Шаляпина, причем считалось, что написание такого портрета за указанный промежуток времени невозможен. В творчестве В. А. Серова (1965-1911) выделяется период увлечения импрессионизмом. Многие картину «Девочка с персиками» считают в портрете эталоном русского импрессионизма. Сам В. А. Серов же вспоминал, - «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров». В простом этом суждении «свежесть живописи при полной законченности» скрыта вся сложность идеи художника: под «свежестью» понимается трепет подверженного исчезновения, незавершенного, ускользающего мгновения, в то время как «законченность» означает в буквальном смысле то, что остановлено, приведено к концу. Для осуществления замысла необходимо воссоединение направленных противоположно усилий. В этом единстве первая сторона относится обычно к импрессионизму. Тут импрессионистическими мы видим тонкослойную фактуру, свободную вибрацию мазка, обилие изображенных фрагментарно предметов, насыщенность световыми рефлексами, впечатление пространства, кадрированного случайно. В то время В. А. Серов работал очень много со своим очень близким другом К. А. Коровиным, и предположение было вполне объяснимым, что импрессионистические идеи являлись в большой степени влиянием именно этого человека. «Артур» и «Антон» (так прозвал Мамонтов Коровина и Серова) составляли очень неразлучную пару. Коровин любил очень пейзажи Левитана и Серова. К замечаниям Коровина Серов относился очень внимательно и его считал лучшим другом. Влияние Коровина было весьма благотворным для Серова, так как обладал Коровин просто поразительным вкусом и был в этом отношении, по словам Головина, незаменимым наставником. В качестве отличительной черты русского импрессионизма стоит выделить работу над изображением снега И. Грабаря, а так же особую палитру различных северных пейзажей Коровина. Работы перечисленных художников в природных условиях отличных в значительной степени от Франции привели к появлению особых новых методов живописи с сохранением при этом отличительных черт импрессионизма. Саврасов в июне 1891 года писал: «Пейзаж не писать [без] цели, если он только красив, - в нем должна быть истории души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку». Саврасов импрессионистом не был, но знал их и был учителем Константина Коровина, взгляды его в отношении пейзажа оказали большое влияние на молодого художника. Дягилев летом 1898 перевез выставку работ художников из России в Германию - в Кельн и Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, где вместе с картиной Серова «Девочка с персиками» имели успех и полотна Коровина. Даже на Родине импрессионизма во Франции получили широкое признание картины русских художников. И, напротив, в России однажды ему заметили по поводу одного из его этюдов: «Надо бы позаконченней». Изображение жизненного трепета, невозможность «замирания» момента, изображение такой жизни, какая есть она именно здесь и сейчас Коровина делали несомненным представителем русского импрессионизма с его всеми отличиями и особенностями от французского. Никогда не оспаривалась принадлежность И. Грабаря к русскому импрессионизму. Он наравне с Коровиным он наиболее ярко проявил свой талант как художник-импрессионист. Однако стилистическая его основа трактовалась по разному. Неоднократно, с одной стороны, пытались его причислить к представителям из числа реализма: «Импрессионистические тенденции в тех формах, в которых присущи они были Грабарю, Коровину и в известной мере Серову и позднему Левитану, открыли новую главу в реалистическом русском пейзаже». Живопись Грабаря можно назвать русским поздним импрессионизмом, ограниченно который усвоил и переварил приемы и декоративного модерна, и дивизионизма, которые, так же как у Коровина, приспособлены были для решения своих задач. Свое художественное образование И. Грабарь начинал в Академии художеств у И. Е. Репина, а завершал уже в Мюнхене в очень знаменитой школе А. Ашбе. В процессе первой своей поездки в 1895 году за рубеж И. Грабарь попал под обаяние живописи постимпрессионизма и импрессионизма. Переход к новой манере с цветовыми интенсивными решениями можно заметить уже в работах 1903 года, например «Зимний вечер». Смелые широкие мазки и контраст холодных и теплых красок не оставляют никаких сомнений в принадлежности его к импрессионизму. Картину «Мартовский снег» 1904 года можно назвать яркой импрессионистической вещью по фактуре и замыслу. Ее художник писал так же на пленэре «с таким азартом и увлечением, что краски швырял на холст, не слишком взвешивая и раздумывая, стараясь передать только ослепительное впечатление всей этой мажорной жизнерадостной фанфары». В поэтике русского импрессионизма снег играл важную роль, это тот главный герой, который занимает наибольшую часть полотна. Крестьянская девушка в розово-синих одеждах с ведрами и коромыслом вносит не только жанровый, но и знаковый акцент, выражающий «русскость». Обостренное видение красоты природы родной станы в праздничном ключе, красочные откровения, интенсивность переживаний пленэрных мотивов сделали работы И. Грабаря 1904 г. вершиной русского позднего импрессионизма. |
![]() |