Пятница, 26.04.2024, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Структурные особенности, типология мотивации профессиональной деятельности курсантов и психологические условия её совершенствования

Сегодня военно-профессиональная деятельность военнослужащих не находит должной социально-экономической поддержки от государства. Однако, необходима подготовка высококвалифицированных военных специалистов для выполнения сложных на сегодня задач - для защиты интересов личности, общества и государства, прав и свобод граждан.

Деятельность высшей военной школы направлена на создание условий, способствующих формированию более разнообразной, социально-активной личности военного профессионала и обеспечение высокого качества обучения. Одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров в целях обеспечения войск специалистами, способных целенаправленно обучать и воспитывать подчиненных, умело руководить подразделениями в сложных условиях служебно-боевой деятельности войск.

Специфика военно-профессиональных мотивов молодых людей для поступления в военно-учебных заведениях на современном этапе развития российского общества связана с ухудшением отношения молодежи к военной службе, делая его менее престижной и значительно осложнили процесс приток специалистов для Федеральной службы безопасности и Министерства Обороны Российской Федерации.

В мотивам военной профессии лежат личные и общественно значимые потребности, в той или иной степени, интериоризованные личностью. Мотивы, как сознательно, так и субъективно принимаются индивидуальные решения подготовки целеустремленно и предсказуемо выбирать профессиональное поведение. С этих позиций мотивы военной профессии рассматриваются нами в качестве сознательных мотивов человека, который определяет направление своей деятельности в профессиональном поведении в целом, так и ориентацией на различные аспекты профессиональной деятельности (в отношении содержания, процесса, результата и др.), или на факторы, лежащие за пределами профессиональной деятельности (заработная плата, пособия и т.д.).

В современной психологии мотивация играет ведущую роль. Есть много разных теорий и моделей мотивации, которые иногда противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию человеческих отношений Ренсиса Ликерта, Теорию ожиданий Виктора Вруума, Теорию X и Y Дугласа МакГрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Тем не менее, руководителям организаций, не стоит искать в этих работах, готовых рецептов мотивации персонала, но, узнав основные положения понимается необходимость разработки программы мотивации персонала. Мы также должны осознавать, что у каждой компании должна быть своя определенная программа, которая учитывала бы все особенности деятельности компании.

В профориентационной работе с молодежью необходимо использовать момент возникновения у выпускника школы, колледжа или другого среднего заведения потребности в непрерывном образовании. Именно тогда информационные воздействия падают на благодатную почву, и есть предпосылки для дальнейшей дифференциации и уточнения потребностей с его последующей трансформации в сознательную цель, и тогда может возникнуть решение (мотив) на получение военной специальности.

Выбирая сферу своей будущей профессиональной деятельности, молодые люди не выбирает профессию и работу, а будущей «образ жизни», к которому должен быть готов психологически. Соответственно, возникает вопрос, как оно понимается, как сделать важный выбор в пользу военного института. Ответ на этот вопрос является важным, учитывая тот факт, что мотивация во многом определяет особенности адаптации к требованиям образовательного учреждения, отношение к учебе и дальнейшей военной деятельности после окончания вуза. Ориентация на профессиональные предпочтения кандидатам, которым удалось впоследствии приобрести статус курсанта, предоставляет возможности для педагогического персонала военного института выработки адекватной стратегии и тактики психологического сопровождения образовательной деятельности, ведения образовательной деятельности, с учетом индивидуально-психологических особенностей курсантов.

В ходе экспериментальных исследований мы определили особенности мотивации курсантов. При изучении мотивации трудовой деятельности мы выделили следующие характеристики: различные навыки - 5,4 балла; важность технического задания - 5,1; профессиональное совершенствование - 4,2; автономность - 4,6; обратная связь от работы - 3,1; обратная связь от других - 5,6; взаимодействие 5,8.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации, выраженной у 60% курсантов. С такой мотивацией люди, начиная работу, имеет целью достижение чего-то конструктивного, позитивного. В основе деятельности человека лежит надежда на успех и необходимость достижения успеха. Такие люди, как правило, уверены в своих силах, ответственны, решительны и активны. Их отличает упорство в достижении поставленных целей, целеустремленность.

При диагностике значения обнаружили, что курсанты более мотивированы деньгами, результатом работы, трудом, альтруизмом. Менее выражены эгоистическая мотивация и процесса деятельности.

Итак, мотивация профессиональной деятельности курсантов военных ВУЗов имеет существенные особенности, проявляющиеся в её содержании и структуре, складывающиеся под воздействием типа военно-профессиональной деятельности.


- Высшее и среднее профессиональное образование подробно

Особенности, типология мотивации профессиональной деятельности курсантов и её совершенствование
Поиск