Среда, 17.10.2018, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Отношения Церкви и государства при патриархе Никоне 

В период патриаршества Никона концентрированно проявились проблемы взаимоотношения русских государства и церкви, задававшие парадигму их развития на протяжении всех последующих столетий.

Православная церковь веками играла важную роль в жизни русского общества. В средние века она всесторонне влияла на все сферы жизни - экономику, культуру и политику. Богатства и власть церкви были сопоставимы с возможностями и мощью государства. Наука, просвещение, быт и сознание общества находились под контролем клира. Нередко из среды духовенства выдвигались яркие личности, чья деятельность оставила заметный след в политической истории Русского государства.

XVII век в России стал переходным периодом от средневековья к новому времени. В середине столетия влияние церкви на политику государства было особенно велико. Патриарх Никон в начале царствования Алексея Михайловича сосредоточил в своих руках значительную власть. Но его могущество не было продолжительным. В результате конфликта духовной и светской властей Патриарх был низложен, а политическое влияние церкви подорвано. Причины и обстоятельства этого конфликта до сих пор изучены недостаточно.

При этом в отечественной и мировой истории немного других церковных и государственных деятелей, которым посвящено такое число исследований, как Никону. Но «редко кто писал о нем бескорыстно и беспристрастно, без задней мысли и без предвзятой цели. О нем всегда именно спорили, пересуживали, оправдывали или осуждали. Его имя до сих пор тема спора и борьбы. И почти не имя, но условный знак или символ».

Образ Никона мифологизировался настолько, что иногда приобретает отрицательный характер. Исследовавший государственные и канонические идеи патриарха Никона М.В. Зызыкин так определил его значение в истории: «...независимо от разнообразия суждений о Никоне, к нему привлекает внимание та широта проблем, которая связана с ним не только для канонической нравственно-государственной и исторической стороны <…>, но и для русского православного самосознания в смысле уяснения происходящей в России катастрофы <…>. В таком аспекте проблема Никона есть не только проблема русского прошлого, но и русского будущего, связанная с проблемой действительной силы Православия в мире...».

С исторической, философской, духовной и других точек зрения до нашего времени выводы о наследии, итогах и влиянии XVII в. на будущность России, ее место в мировой истории противоречивы из-за недостаточной изученности источников и тенденциозности подходов. В связи с этим особое значение приобретает исследование личности и деятельности патриарха Никона и его наследия.

В первой половине XVII в. в России еще сказывались последствия Смуты. Положение новой династии Романовых долго было непрочным. Патриарх Филарет пытался укрепить власть государства. В силу его статуса как отца правителя это усиливало и позиций Церкви. Правление Алексея Михайловича началось с волнений в столице и крупных городах. Власть оказалась неспособна противостоять стихийным выступлениям широких слоев населения. Лишь вмешательство духовенства, популярного в народе, восстановило порядок. Слабость государства способствовала укреплению клира.

B 1652 г. при активной поддержке царя и части духовенства в Московские патриархи был поставлен Никон, с которым связывали надежды на церковные преобразования. Никон получил от Алексея Михайловича огромные полномочия, чья реализация вела к вмешательству в дела государства. Но полновластие патриарха ограничивалось устройством власти в России. Противодействие Боярской Думы Никону в итоге привело к низложению владыки. Невозможность подчинить церковному контролю светские органы власти привела к конфликту государства и Церкви в середине XVII в.

Нам представляется, что Никон как Патриарх не осуществил возложенные на него задачи: не провел церковную реформу, не присоединил к русской Патриархии Киевскую митрополию, не достроил новый православный центр - Воскресенский монастырь. Никон даже обострил все проблемы. Впервые за десятилетия появилась непримиримая оппозиция официальной церкви. Неравномерное распределение денег расшатало экономику Церкви.

Характер правления Никона оказался неприемлем для стоявших перед Церковью целей. Данная Никону как фавориту власть превратилась во власть всей Церкви, временно ставшей «вровень» с государством. Никон влиял на всю политику России. Он внес в нее личные специфические черты. Поэтому 1650-е гг. можно даже определить как «время патриарха Никона».

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика