Четверг, 19.10.2017, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание во все времена являлось важной задачей. В современном мире эта задача не потеряла своей актуальности и только сильнее увеличилась в своей значимости. Детство и юность являются самой благоприятной порой для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции русского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к таким атрибутам государственности страны как: флагу, гербу, гимну.
Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество. Их идеи нашли свое развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что воспитание, (и патриотическое в том числе), должно начинаться с самого детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов: И.А.Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.
Не стоит забывать, что немаловажной составляющей патриотического воспитания является культурная и обогащенная речь. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его родная речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых является перенасыщение детей современными техническими средствами, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию. По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму, так как данная ситуация набирает оборот. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И под чертой проблем - нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
Как и в других моральных качествах в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм и эстетические идеалы.
Комплекс педагогических условий, реализация которых будет способствовать формированию ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников:
1. Создание развивающей пространственной среды, способствующей формированию ценностного отношения к социальной действительности у ребенка на основе краеведческого материала.
2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста.
3. Осуществление взаимодействия образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы.
На уроках литературного чтения учитель организует целенаправленное наблюдение учащихся за содержанием и формой фольклорных произведений, их языком, образным миром и смысловым планом. В процессе таких наблюдений младший школьник испытывает самые разнообразные эмоции и чувства.
Анализируя педагогическую литературу по патриотическому воспитанию школьников, мы выявили ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Во-первых, для младших школьников мероприятия должны быть увлекательными и доступными для понимания.
Во-вторых, содержание мероприятий должно быть эмоционально насыщенным, чтобы вызвать у ребят гордость за принадлежность к великой стране, великому народу, и скорбь по павшим воинам и мирным жителям, а также желание изучать историю родного края.
В-третьих, предоставлять учащимся возможность быть активными участниками внеклассных мероприятий, например, найти и подготовить сообщения на определённую тему, оформить стенгазету, небольшую выставку или электронную версию презентации книги.
В-четвертых, занятия должны проводиться в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников: просмотр фото- и видеоматериалов, встреча с ветеранами и героями войны, посещение музеев, подготовка фотовыставок, самостоятельная работа младших школьников по поиску материалов о героях Великой Отечественной войны и т.д.
Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей, позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
После подробного изучения теоретической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, мы провели экспериментальную работу по определению уровня знаний у детей младшего школьного возраста (1 класс).
В организации работы по данному направлению был разработан проект «Мой любимый город» с использованием элементов сказкотерапии и творческой деятельности, при взаимодействии которых патриотическое воспитание формируется интенсивнее.
1.    Проведение первичной беседы с детьми на тему любви к Родине (природа, фольклор)
2.    Сказкотерапия:
      а.    Обсуждение и разбор сказки, выделение патриотических идей
      б.    Творческая деятельность: рисование, ручной труд по прочитанной и разобранной сказке.
3.    Подведение итогов, заключительная беседа с детьми с целью выявить уровень патриотического воспитания после проведения ряда методик.
4.    Оценка результатов проведенной методики.
Таким образом, использование элементов интерактивного игрового обучения обеспечивает интерес к прошлому, воспитание патриотизма, помогает возрастить в сердцах детей семена любви к родному городу Москве и Родине в целом.
Как показали результаты диагностического исследования, следует сказать, что работа, проведенная в течение двух лет, дала определенный результат. Начальная диагностика и итоговое обследование детей, показало:
-    Знает название родного города, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц родного города.
-    Знает символику, флаг, герб родного города.
-    Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках
-    Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде.
Младшие школьники стали относиться к занятиям, обучающим игре с элементами интерактивного игрового обучения, с желанием и удовольствием. На занятиях по краеведению у младшего школьного возраста повысился интерес к творческой деятельности, возросли инициативность и активность детей младшего школьного возраста во время занятий, они приобрели большую самостоятельность в процессе выполняемых ими заданий.
Проведенная программа по формированию знаний об истории и культуры г. Москвы на основе элементов интерактивного игрового обучения у детей младшего школьного возраста показала свою эффективность, что подтверждается результатами повторной диагностики.
Таким образом, использование элементов интерактивного игрового обучения обеспечивает интерес к прошлому, воспитание патриотизма, помогает возрастить в сердцах детей семена любви к родному городу Москве и Родине в целом.

- Курсовые работы на заказ

Патриотическое воспитание младших школьников
Поиск

Яндекс.Метрика