Суббота, 24.02.2018, 02:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Педагогические технологии развития коммуникативных качеств у школьников в условиях обучения иностранному языку

 

Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Поскольку с каждым днём Россия все больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, английский язык становится действительно необходимым во всех сферах деятельности человека. Это привело к необходимости переосмысления цели, задач и содержания обучения иностранному языку с учетом сфокусированности внимания на формировании и развитии способности общаться на иностранном языке в контексте личностно-ориентированного обучения, а также к изменению форм контроля владения иностранным языком.

Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Таким образом, реализуя основную цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции - учитель должен включать учащихся в реальную языковую коммуникацию, моделируя на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.
В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, ориентированной на воспитание социально мобильной личности со способностями к самообразованию, эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению решений, освоению новых типов деятельности.

Приведем несколько образовательных технологий, способствующих развитию коммуникативных умений посредством иностранного языка.

Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом происходит постоянная смена режимов деятельности: эвристические беседы, игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция), презентации, «мозговая атака», метод «круглого стола».

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.

Интерактивное обучение построено на групповом взаимодействии, сотрудничестве и совместной деятельности. Смысл групповой работы состоит в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт ученик смог перенести в реальную языковую среду и успешно его использовать.

Приведем несколько методов интерактивной технологии обучения, призванных развивать коммуникативные качества учащихся на уроках английского языка.

Для обучения аудированию можно использовать метод «Круглый стол». После контроля понимания прослушанного текста с помощью открытых вопросов, которые идеально подходят для начала дискуссии, проводится заседание «Круглого стола» по теме «Школа будущего: какая она?». Такая форма группового общения формирует культуру общения, толерантность к мнению других, позволяет согласовывать свои точки зрения и учит конструктивному диалогу.

Для обучения говорению можно использовать метод ток-шоу «Телевидение: за и против», который проводится в форме защиты проектов. Учащиеся делятся на две группы, выбирают ведущего. Каждая команда готовит свои мультимедийные презентации, а также аргументы и контраргументы в защиту своей позиции. Ведущий обозначает правила проведения ток-шоу, предоставляет каждой команде возможность обосновать свою точку зрения. В процессе игры «телезрители» звонят в студию и задают свои вопросы участникам обеих команд. Игра прерывается рекламными роликами и выпуском «Там-там новости». В конце подводятся итоги голосования телезрителей по теме «Ток-шоу». Такая форма проведения урока делает учебный процесс для школьников лично значимым и позволяет им раскрыть свой творческий потенциал.

Использование на уроках элементов игровых технологий, обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создаёт у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.

Главным преимуществом игровых технологий развития коммуникативных умений учащихся выступает равенство всех участников игры, а также посильность игровых заданий. Это способствует тому, что даже ученики, у которых недостаточно сформирован уровень языковых знаний, умений и навыков, способны оказаться в игре первыми за счет своей находчивости и сообразительности. Кроме того, игра представляет собой такой вид деятельности, в котором основную роль играет мнимая ситуация, при которой у детей возникает возможность спрятаться за маску кого-то другого, то есть снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, что очень важно также для адаптации в социуме.

Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство воспитания коммуникативных качеств, а именно:

- воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость (фразы-клише речевого этикета);

- создаёт атмосферу иноязычного общения, объединяет коллектив обучающихся;

- устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;

- снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему;

- гармонично развивает личностные качества для активизации резервных возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме.

Еще одной педагогической технологией, направленной на развитее коммуникативных качеств личности учащихся можно назвать технологию обучения в сотрудничестве. Основным ее преимуществом можно считать ее гуманистическую направленность.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает обучение иностранному языку в небольших группах 3-4 человека. При этом в каждой группе обязательно должен быть сильный ученик, средний и слабый. При традиционных технологиях обучение новый материал может быть воспринят и осознан не всеми учениками. Слабый ученик может стесняться задавать вопросы учителю, а иногда и вовсе не в состоянии разобраться, что именно ему не понятно. В условиях сотрудничества оценка работы на уроке идет не индивидуально каждого ученика, а работы всей малой группы. У слабых учеников возникает потребность выяснить все, что им непонятно у сильного, а сильный, чтобы добиться высокой оценки работы всей группы, старается сделать все, чтобы материал был воспринят и осознан всеми участниками группы. Кроме того, у сильного ученика появляется возможность убедиться в правильности своего понимания нового материала.

В ходе обсуждения нового материала в группах формируются навыки объяснения, правильной постановки вопроса, а также уважительное отношение к собеседнику.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика