Суббота, 27.07.2024, 09:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Педагогические технологии развития личностных качеств у школьников в условиях обучения иностранному языку

Главной целью образования, в частности и обучения иностранному языку, является развитие человека. Однако при обучении иностранному языку реализация этой цели часто отходит на второй план, и весь процесс обучения сводится к усвоению учебных знаний, умений и навыков. Многие учителя требуют от своих учеников только знания необходимой лексики иностранного языка, заучивания грамматических правил и конструкций. Это обстоятельство, как можно предположить, вытекает из нескольких причин.

Во-первых, лексические, грамматические и фонетические навыки, а также умения чтения, говорения, письма и аудирования представляют собой ощутимый, видимый результат, причем уровень сформированности этих навыков и умений можно измерить с помощью тестов, контрольных работ и т.д. Уровень же развития личностных качеств учащихся практически не поддается измерению и чаще всего оказывается невидимым.

Во-вторых, личностные качества учащихся чаще всего проявляются вне школы, что также делает педагогическую деятельность по их развитию непопулярной и непривлекательной.

В-третьих, большую роль играет недостаточный уровень разработки эффективных методов и приемов контроля за сформированностью личностных качеств учащихся в процессе обучения тому или иному предмету. Психологическая диагностика, в данном случае, ставит перед собой цель - определение уровня общего развития учащихся, не выделяя персональный вклад отдельных педагогов в достижение конечного результата.

Четвертой причиной является недостаточный уровень компетенции педагогов в средствах, методах и приемах, а также в специальных педагогических технологиях, способствующих развитию конкретных личностных качеств.

В-пятых, действие распространенных на сегодняшний день развивающих образовательных технологий Занкова и Эльконина-Давыдова распространяется в основном на начальную ступень обучения, в то время как для средней и старшей ступеней в настоящее время нет достаточно разработанных развивающих технологий.

Личностные качества в понимании многих психологов, педагогов представляют собой совокупность жизненно важных качеств, без которых человеку сложно, а порой и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях. В совокупности с профессиональными качествами они относятся к категории социально-значимых качеств. В дошкольный и школьный период приоритетным является развитие личностных качеств. Развитие профессиональных качеств актуально в постшкольный период. Как личностные, так и профессиональные качества необходимы человеку для адаптации в обществе. Личностные качества более универсальны, они носят общечеловеческий характер. Профессиональные качества основываются на личностных, интегрированы с ними.

Процесс развития личностных качеств учащихся следует рассматривать как ведущий компонент педагогической деятельности. В условиях школы этот процесс осуществляется посредством обучения и воспитания. Обучение представляет собой составную часть педагогической деятельности, направленную на развитие учащихся при помощи учебных предметов. Воспитание - это еще одна составляющая часть педагогической деятельности, имеющая своей целью также развитие учащихся, но при помощи иных средств - личного примера, образца, индивидуальной работы, досуговой деятельности.

В состав личностных качеств, развитие которых представляется возможным с помощью средств иностранного языка в ходят следующие общечеловеческие качества: чувство любви, долга, достоинства, чести, достоинства, патриотизма; совесть; эмпатия; чувство прекрасного; эстетический вкус; любознательность; чувство юмора; активность; целеустремленность; настойчивость; упорство; внутренняя дисциплина; смелость; вежливость; ответственность; пунктуальность; искренность и т.д.

Развитие личностных качеств на уроке английского языка возможно только при помощи специальных образовательных технологий.

В частности, применение личностно-ориентированного подхода к обучению способствует развитию всех основных личностных качеств учащихся. Данная технология позволяет учителю концептуально (методологически) осмыслить свой предмет, а это в свою очередь дает возможность педагогу увидеть в иностранном языке как учебном предмете смыслы, которые определяют его развивающую направленность.

Применение дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения является необходимым условием для развития личностных качеств учащихся. Благодаря этой технологии учитель способен создать психологический портрет учащихся и построить преподавание с учетом их особенностей. Данная технология позволяет осуществлять процесс развития личности реально, то есть применительно к конкретным детям и конкретным ситуациям.

Технология проблемного обучения является одной из наиболее сильных образовательных технологий. Она состоит в том, что учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется как на стадии введения нового учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников. Технология проблемного обучения предполагает развитие таких личностных качеств, как активность, воля, ответственность за свои решения, целеустремленность, настойчивость, упорство, а также внутреннюю дисциплину.

Технология развития речи также оказывает большое влияние на развитие личностных качеств учащихся, несмотря на свою выраженную направленность на развитие таких психических познавательных процессов, как речь и мышление. Данная педагогическая технология способствует развитию таких личностных качеств, как ответственность за сказанное слово, эстетическое восприятие слова, в некотором смысле чувство юмора. Кроме того, сам процесс развития речи имеет валеологический аспект, то есть аспект сохранения здоровья. Он проявляется в том, что в процессе речи ребенок учится регулировать свое дыхание, развивает органы речевого аппарата, а также валеологическое значение речи заключается в выражении посредством нее эмоций, как отрицательных, так и положительных, что приводит к снятию психологического напряжения.

Технология ненасильственного обучения (технология убеждения, увлечения, коллективной мыслительной деятельности) позволяет развивать активность, смелость, искренность и т.д.

Технология диалогового обучения помогает педагогу развивать такие личностные качества учащихся, как активность, смелость в общении, настойчивость, целеустремленность, внутреннюю дисциплину, а также учит детей вежливости и уважительному отношению к мнению своего собеседника, взрослого или сверстника.

Научить детей быть смелыми, активными, искренними, ответственными за свое мнение помогает технология рефлексивного обучения (технология обратной связи). Ее основная направленность выражается в выявлении уровня понимания учащимися учебного материала, а также особенностей психологического состояния детей на уроке иностранного языка.

Еще одной педагогической технологией, способствующей развитию личностных качеств учащихся является технология современного проектного обучения, разработанная В.П. Кузовлевым. Данная технология направлена на самостоятельные со стороны учащихся поиск, отбор и систематизацию информации, связанной с культурой страны изучаемого языка. Благодаря этой технологии педагог может развивать у учащихся такие важные общечеловеческие качества, как толерантность, уважительное отношение к чужой культуре и ее представителям, чувство патриотизма, чувство чести, любви, долга и достоинства.

Для развития самых разнообразных личностных качеств учащихся также можно использовать игровые технологии. Игры развивают такие качества личности, как смелость, целеустремленность, настойчивость, упорство, пунктуальность и т.д. В ролевых играх у школьников также развивается чувство ответственности за свои действия, поступки и принятое решение перед другими участниками игры.

- Курсовые работы на заказ

Поиск