Понедельник, 28.05.2018, 00:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Педагогические технологии развития психо-эмоциональной сферы у школьников в условиях обучения иностранному языку

Образовательные технологии, направленные на формирование способностей, качеств и умений, способствующих правильному развитию эмоциональной сферы личности дошкольников, также необходимо применять на уроках иностранного языка, так как эмоциональные умения и привычки, заложенные в детстве, становятся определяющими на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, развитая способность управлять своими эмоциями способствует становлению крепкого психического и эмоционального здоровья ребенка. Если же эту способность не развивать, может разиться алекситимия, которая выражается в закрепленном комплексе качеств, характеризующихся затруднением в осознании и определении собственных эмоций и эмоций окружающих.

Урок иностранного языка предоставляет определённые возможности развития эмоционального интеллекта детей. В контексте традиционной школы иностранный язык является одним из немногих предметов, в рамках которых возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих ученикам представить себя вне школьных стен и отработать определённые модели поведения в различных ситуациях общения.

Существуют различные типы упражнений и заданий, а также приёмы и техники, позволяющие формировать и развивать эмоциональный интеллект детей в процессе изучения иностранного языка. Среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения), сказки, стихотворения, этюды, использование рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, использование музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования, использование специализированных компьютерных программ и т.д. Рассмотрим некоторые наиболее эффективные формы работы, которые возможно с лёгкостью реализовать на уроках английского языка начальной школе. В настоящее время появляются зарубежные УМК, в которых развитие эмоционального интеллекта детей интегрируется в процесс изучения иностранного языка. 

Применение игровых технологий на уроках иностранного языка позволяет совместить успешное изучение языка с формированием и развитием эмоционального интеллекта школьника. Игра в значительной степени повышает мотивацию ребёнка к изучению иностранного языка. Будучи для учителя аналогом упражнения, в котором дети приобретают языковые навыки и речевые умения, для самих детей это интересное и увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором использование иностранного языка диктуется внутренними потребностями игры. 

Приведём один из примеров такой игры - Fоrtunе Tеllеr (предсказатель судьбы). Дети следуют инструкциям, чтобы изготовить восьмиугольник из квадратного листа бумаги. Дети раскрашивают 4 внутренние поверхности разными цветами, затем пишут цифры от 1 до 8 снаружи и под ними - различные позитивные послания на английском языке, например, «Yоu’rе grеаt!», «Yоu’rе wоndеrful!» и т.д. Ученики по очереди играют в парах, например: 

- Whаt’s yоur fаvоuritе numbеr?

- Fоur!

- Оnе … twо … thrее …fоur. Whаt’s yоur fаvоuritе cоlоur?

- Rеd!

- R - е - d (ученик произносит слово по буквам, затем читает послание, написанное под красным цветом с цифрой «4»): Yоu’rе grеаt! 
Обеспечивая языковую и речевую опоры для отработки вопроса «Whаt’s yоur fаvоuritе …?» и названий цифр и цветов, данное упражнение способствует смене ролей, активному слушанию учениками друг друга и желанию взаимодействовать. Будучи положительно настроенными по отношению к одноклассникам, которые являются партнёрами по выполнению упражнения, дети начинают видеть и себя в позитивном свете, усиливая, таким образом, чувство собственного достоинства и самоуважения. Упражнения, подобные «Предсказателю», могут способствуют осознанию детьми своих эмоций в тот момент, когда другие говорят им приятные слова, и проанализировать способы управления взаимоотношениями с партнёрами по общению.

Технология развития речи также оказывает большое внимание на развитие эмоциональной сферы личности учащихся. Основными вспомогательными средствами этой технологии в условиях обучения иностранному языку являются различные сказки, стихотворения, рифмовки, песни и т.д.

Сказки на иностранном языке являются легко доступным ресурсом, который обеспечивает прекрасную возможность интегрировать развитие основных аспектов эмоционального интеллекта в процесс изучения иностранного языка естественным, эффективным и доставляющим удовольствие способом. Существует большое количество сказок, позволяющих детям развивать их языковые навыки и речевые умения, и в то же время исследовать свои эмоции, возникающие в процессе чтения сказок. Среди важнейших функций сказки выделяется функция формирования жизненных сценариев и типов поведения. Благодаря простоте и доступности материала, близости к внутреннему миру ребёнка, своеобразным формам организации материала, сказка, являясь важнейшим средством обучения иностранному языку на начальном этапе, способствует и развитию эмоционального интеллекта ученика. 

Создание стихотворений об эмоциях в парах или группах. Класс делится на группы, и каждой группе выдаётся, либо ученикам самим разрешается выбрать начальную строку стихотворения, написанную на карточке, например, ‘I fееl hаppy / sаd / аngry / frightеnеd whеn …’. Каждый ребенок получает полоску бумаги, на которой он должен написать свой вариант концовки предложения. Когда ученики готовы со своими предложениями, они читают их друг другу в группах и вместе раскладывают их в таком порядке, чтобы получилось осмысленное стихотворение. На данном этапе детям разрешается редактировать, менять или что-либо добавлять в свои предложения. Затем ученики все вместе придумывают последнюю строку стихотворения, начинающуюся со слова ‘But …’ и пишут финальную версию своего стихотворения. Приведем пример одного из возможных вариантов:

I fееl аngry whеn …

I gеt а bаd mаrk

My mоthеr shоuts аt mе

I аm ill

But rеаlly I’м kind!

Позволяя детям открыто выражать свои эмоции, данное упражнение вовлекает их в совместную работу на основе сотрудничества. Оно может выполняться на начальном этапе изучения иностранного языка, поскольку индивидуально от детей требуется лишь написать одно - два кратких предложения. 

Кроме того, исследования показали, что применение технологии проблемного обучения развивает конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает психологическое напряжение и помогает управлять отрицательными эмоциями.

- Контрольные работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика