Пятница, 29.03.2024, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Перспективы развития оценочной деятельности в России

Учитывая массу проблем, накопившуюся в оценочной деятельности, то основными направления по которым пойдет развитие оценочной отрасли в дальнейшем, видятся следующие:

1)    Разработка стратегической программы развития оценочной деятельности. Выработка целей и система их корректировки. Изменение законодательства в сфере оценочной деятельности;

2)    Стандартизация оценочной деятельности. Дальнейшая работа над существующими стандартами, разработка новых стандартов и методик. В настоящее время на рассмотрении в Минэкономразвитии находится проект ФСО по оценке бизнеса. В случае утверждения этого законопроекта будет упорядочена и стандартизирована оценка стоимости акций, долей участия, в уставочном (складочном) капитале бизнеса;

3)    Усиление роли образовательных программ в оценочном бизнесе. Разработка и усовершенствование образовательных программ. Работа над профессиональным стандартом;

4)    Проведение работы над созданием электронной формой отчета об оценке и систематизации данных.

Остановимся на каждом из этих пунктов подробнее. Что касается стратегического планирования, то оценочному сообществу и государству необходимо понимать стратегические цели развития деятельности. Для этого необходимо будет создать рабочую группу при Минэкономразвитии, которая будет осуществлять проблем оценочной деятельности, разработкой концепции и стратегических целей развития оценочной деятельности с последующей корректировкой этих целей, а также контролировать процесс выполнения.

Зарубежная практика организации таких групп показывает, что количество активных участников любой рабочей группы, собранной на общественных началах редко превышает 8-11 человек, поэтому имеет смысл ограничить количество участников рабочей группы 9-10 специалистами в области оценки.

Реализация постоянного мониторинга проблем, которые существуют в оценочной деятельности должна осуществляться путем анкетирования на системной основе (например, ежеквартально) и охватывать значимую часть участников рынка, включая все сегменты оценочной деятельности.

В 2014-15 гг. была проведена активная работа по разработке новых стандартов, а также по корректировке существующих. Основным стимулятором этой работы являлась дорожная карта развития оценочной деятельности, которая была подготовлена Агентством стратегических инициатив. Необходимо отметить, что процесс по усовершенствованию стандартов должен быть постоянным и может опираться, в том числе, на результаты мониторинга развития оценочной деятельности. Совершенствование базисов оценки должно происходить не только на уровне стандартов, но и на уровне методических рекомендаций.

Изменения в законодательстве по оценочной деятельности и внедрение дополнительных стандартов должны находить отражение в образовательных программах с профессиональным уклоном. Успешное прохождение учебных курсов и образовательных программ по оценочной деятельности должно стать необходимым требованием для осуществления оценочной деятельности. Таким образом, наряду с постоянной работой по изменению законодательства и стандартов должна проводиться параллельно работа над усовершенствованием образования в сфере оценочной деятельности.

В трудовых договорах с оценщиками должно быть четкое отражение трудовых функций, соответствующих уровню сложности оценочных работ, которые уже сейчас существуют в профессиональном стандарте специалиста в оценочной деятельности. Работа, которая ведется по данному направлению является крайне важной и ее необходимо поддерживать, в том числе внедряя дополнительные требования к образованию специалистов.

«Внедрение электронного форматов является новым направлением и далеко не все участники рынка понимают этой работы. Сейчас нужно уделить большое внимание развитию практики внедрения электронных форматов отчетов об оценке хотя бы на уровне регулятора, так как подобные инструменты позволят со временем осуществлять управление большими массивами аналитических данных, необходимых для мониторинга стоимостей объектов и проводить аналитические исследования эффективно и в сжатые сроки. Это пригодилось бы налоговым органами, а также другим контролирующим органам (Центральному Банку России, Росфинмониторингу и др.), что позволило бы фиксировать «подозрительные» сделки, осуществлять с большей точностью оценку кадастровой стоимости и т.п.».

Уже на сегодняшний момент создана рабочая группа по электронному формату отчета об оценке при Минэкономразвития, которая разработала первые поправки в ФСО-1 и в ФСО-3, которые дают возможность для потребителей требовать с исполнителя оценочных услуг электронный паспорт отчета об оценке в формате XML. Это является лишь первым шагом перехода оценочной деятельности в электронный формат.

В существующей редакции ФСО-3 в части, касающейся электронного паспорта отчета об оценке, заложена возможность вместе с отчетом об оценке заказчику оценки дополнительно получать еще часть информации в структурированном электронном виде. Для этого заказчик должен описать вид предоставления данных в XML-формате и предоставить техническую возможность передать эту информацию в требуемом виде.

Минимальный набор данных указан в ФСО-3, однако по желанию заказчика он может быть расширен. Очевидно, что это, в первую очередь, будет интересовать только крупных потребителей оценочных услуг, заинтересованных в систематизации информации, поскольку стоимость оценочных услуг с предоставлением таких данных будет дороже.

- Курсовые работы на заказ

Поиск