|
Понятие и направления городской политикиГородская реформа в России была непосредственным продолжением земской реформы. 16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252. Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу. Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов. Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники. Право избирать и быть избранным в городскую думу базировалось на буржуазном имущественном цензе. Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе - более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье - все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права. Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.). Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия. В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства. Агентство «SGM» в начале 2014 года представило рейтинг городов России в области устойчивого развития. В список попали 170 муниципалитетов с населением свыше 100 тыс. человек в 2012 году. Подобным образом эксперты расставили российские города впервые. На итоги рейтинга повлияли 32 статистических показателя, характеризующих город по трем основным категориям: состоянию экономики и городского хозяйства, социальной сферы, а также экологической обстановке. В «SGM» отметили, что сильное влияние на устойчивость развития региона оказывает административный фактор - статус регионального центра. Отчасти по этой причине Екатеринбург попал в лидеры. Кроме того, в столице Среднего Урала высокая инвестиционная привлекательность, которая обусловлена как объективными факторами, так и активной политикой властей: там растут экономические показатели, темпы жилищного строительства, наблюдается миграционный прирост населения. Также на лидирующие позиции эксперты поставили города Западной Сибири, связанные с добычей нефти и газа. Среди них есть и Новый Уренгой. Эксперты отметили экономический рост, миграционный приток, «омоложенную» структуру населения. Еще здесь хорошо развита инфраструктура, а загрязнённость воздуха относительно низка, зато довольно мало объектов соцсферы. Среди аутсайдеров рейтинга оказался свердловский Серов. Связано это с проблемами городских предприятий. Сейчас процесс урбанизации в современном мире характеризуется сложностью взаимодействия универсальных закономерностей и региональных особенностей. Эти особенности отражают различия в уровне цивилизации, на котором находится та или иная страна. Учет этого обстоятельства является необходимым условием оценки направлений формирования российских городов и общества в целом на современном этапе реформ. На современном этапе развития общества, в результате реформы административно-территориального устройства России, создания федеральных округов должна повышаться роль крупнейших городов. Именно они призваны укреплять взаимодействие региональных столичных центров с другими городами и периферийными территориями субъектов Федерации. Однако, крупнейшие города переживают трудный период. Им все сложнее играть свою ведущую роль в экономике и культуре, общественной жизни, они не выдерживают миграционного давления, их среда все более разрыхляется и деформируется в сторону маргинальных, провинциально-деревенских образцов. Создается почва для криминализации среды. Это мешает созданию конкурентоспособного производства, формированию средних городских слоев как опоры демократизации общества. Региональные и городские аспекты в программных стратегических документах последних лет практически отсутствуют, молчат по этому поводу и политические движения и партии, средства массовой информации. Проблема городов пока еще не осознана обществом как важнейшая национальная проблема. Нет понимания той исключительной роли, которую городская среда, окружение человека играют в развитии цивилизации, самосознания народа. Взаимодействие участников формирования городской среды - муниципальных властей, градостроителей, населения, инвесторов,- сплошь и рядом блокируется администрированием или профессиональной замкнутостью. Давно назрела необходимость разработки городской политики России, основных направлений формирования городских сообществ в целях усиления их влияния на развитие всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечение комфортного городского пространства для жизни людей. Для этого необходимо объединение политических усилий и воли федеральных и муниципальных властей, населения, специалистов в области градоформирования, ученых, изучающих город. Россия прозевала смену парадигм в урбанистике, случившуюся порядка тридцати лет назад. И теперь должна срочно наверстывать упущенное - вооружаться высоким качеством жизни, изнурительно тренировать гуманность, локальность и публичность городских форм жизни. Окучивать, выращивать, пропалывать и заговаривать умнейшими словами то, из чего однажды сможет произрасти она - городская среда современного европейского мегаполиса - доступная и нюансированная, инклюзивная и культурно окрашенная, насыщенная высоковитаминным продуктом социальной солидарности, пропитанная духом локальных сообществ. Попыткой как можно скорее разделаться с этим неприглядным отставанием от западной интеллектуальной моды можно объяснить оглушительный успех урбанистки в России. Важным направлением городской политики является переход от микрорайонной к квартальной застройке. Для своего времени микрорайоны (разработанные великими архитекторами Советского союза) были в полной мере оправданны социалистической позицией в вопросе о различении частного и общего. Там, где двор, аллея и детская площадка не принадлежат ни одному из однотипных домов в отдельности, возникает своего рода общественное пространство советского образца. Выпуская ребенка во двор в квартале, вы хотя бы понимаете, куда он пошел. А в микрорайоне? Маленький искатель приключений может отправиться в чрезвычайно дальние странствия и все равно не соврет, сказав маме с папой, что был во дворе. В квартале исчезает обширная зона ничьей земли и сразу же возникает чувство собственности. Между публичной улицей и приватным внутренним двором формируется новая идентичность русского хозяина, русского буржуа. Мы понимаем, что это принцип, а не догма. И это не означает, что нужно разлиновать все пространство в клеточку. Но принцип проницаемости, связности, защищенности дворовых пространств и четкого отделения приватной территории от общественной нам кажется вполне правильным и очевидным. Помимо прочего, квартальная застройка считается более интересной, чем корбюзьеанская панельная монотонность советской среды обитания. Существенно, что здесь также исключено многоэтажное строительство (более 9 этажей). Чтобы покончить с этой печальной практикой, были разработаны индивидуальные нормативы этажности. В каждой из 77 территориальных единиц верхняя планка высоты строений поставлена в зависимость от числа жителей, культурной значимости исторической застройки города, от развитости дорожной сети. В любом случае, все вопросы строительства домов выше 9 этажей будут выноситься на общественное обсуждение. Ограничения по высоте зданий ни при каких обстоятельствах не коснутся религиозных сооружений. Высота культовых сооружений не должна определяться ничем другим, кроме традиции, стоящей за конкретными конфессиями. Ряд шагов будет сделан и в том, что касается эстетики типового жилья: Все немного устали от неумелых упражнений в классицизме, неоклассицизме или в стиле сeцессион, который у нас всегда назывался модерном. Работа с великими историческими стилями требует необычайно высокого профессионализма, а в исполнении недоучек такие игры вызывают лишь раздражение. С этим связано настойчивое пожелание ориентироваться на актуальные архитектурные сюжеты. Мы предпочитаем, чтобы в стилистике преобладали сегодняшние модные тренды, предоставляющие значительное разнообразие как пластических, так и функциональных решений. |
|