Воскресенье, 18.02.2018, 07:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие и основные теории признания государств

С точки зрения международного права признание - это односторонний акт, с помощью которого существующие государства признают новые государства или правительства либо другие субъекты международного права с целью установления с ними официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений. В науке международного права традиционно выделяются два основных подхода к проблеме признания. Сторонники конститутивной теории признания (П.Е. Казанский, Л. Оппенгейм, Д. Анцилотти, Г. Кельзен, Х. Лаутерпахт) считают, что новое государство становится субъектом международного права только вследствие его признания другими государствами. Сторонники декларативной теории (Ф.Ф. Мартенс, А.Н. Стоянов, О.О. Ейхельман, С.В. Черниченко, А. Кассесе и большинство современных отечественных и западных авторов) подчеркивают, что государство получает международную правосубъектность в силу самого факта своего существования, а признание лишь констатирует эту правосубъектность. Еще в 1936 г. в Резолюции, принятой на Брюссельской сессии, Институт международного права подчеркнул: "Признание имеет декларативную силу. Существование нового государства со всеми юридическими последствиями, связанными с ним, не нарушается вследствие отказа в признании со стороны одного или нескольких государств". Современный российской юрист-международник, автор фундаментального "Курса международного права" В.Л. Толстых выделяет также смешанную теорию признания, согласно которой "в акте признания присутствуют и декларативные, и конститутивные элементы" и причисляет к ее сторонникам В.А. Романова, А. Фердросса и Р. Хиггинс. События, связанные с распадом СССР и Югославии, снова поставили на повестку дня вопрос о том, могут ли быть выделены какие-то объективные критерии, которым должно соответствовать новообразованное государство для того, чтобы претендовать на признание существующими государствами, или признание остается не столько правом, сколько фактом и зависит исключительно от политических интересов государства, осуществляющего этот акт.

Поскольку распад СССР и Югославии хронологически совпал с усилением интеграционных процессов в рамках Европейского сообщества, государства - члены ЕС пытались выработать единую позицию относительно признания новых государств, возникших при распаде Югославии и СССР. 27 августа 1991 г. Совет министров ЕС создал арбитражную комиссию из 5 глав конституционных судов государств - членов ЕС во главе с Робертом Бадинтером - председателем Конституционного совета Франции (Арбитражная комиссия Бадинтера). В течение 1991 - 1993 гг. Арбитражная комиссия Бадинтера вынесла 15 заключений по правовым вопросам, которые возникли в результате распада Югославии. Государства - члены ЕС также начали предлагать определенные критерии, которым должно соответствовать новое государство, чтобы быть признанным.

16 декабря 1991 г. Совет министров ЕС принял Декларацию "Руководящие принципы признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе". В этом документе государства - члены ЕС, подтверждая свою приверженность принципам Хельсинкского заключительного акта и Парижской хартии, в частности принципу самоопределения, выражали готовность признать новые государства при условии их соответствия следующим критериям: 1) уважение положений Устава ООН и обязательств, вытекающих из Хельсинкского заключительного акта и Парижской хартии, особенно в отношении верховенства права, демократии и прав человека; 2) гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами в рамках СБСЕ; 3) уважение неприкосновенности всех границ, которые могут быть изменены только мирными средствами и в соответствии с общим соглашением; 4) принятие всех необходимых обязательств по разоружению и нераспространению ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности; 5) обязательство решать все вопросы, касающиеся правопреемства и региональных споров, посредством соглашений, включая, если это необходимо, обращение к арбитражу.

На этой же самой встрече была принята также специальная Декларация по Югославии, в которой изложена общая позиция государств - членов ЕС относительно признания республик бывшей Югославии в свете упомянутых "Руководящих принципов". Государства - члены ЕС согласились признать независимость всех бывших югославских республик на следующих условиях: они выразят желание быть признанными как независимые государства; возьмут на себя обязательства, вытекающие из "Руководящих принципов"; примут правила, изложенные в проекте Конвенции, которая разрабатывалась Конференцией по Югославии, в частности главы II (права человека и права национальных и этнических групп); продолжат поддерживать усилия Генерального секретаря и Совета Безопасности ООН и продолжение Конференции по Югославии. Согласно положениям Декларации по Югославии просьбы о признании должны быть переданы в Арбитражную комиссию Бадинтера, решение о признании должно быть принято до 15 января 1992 г. Как справедливо подчеркивал австралийский исследователь Р. Рич, "эти два документа значительно повлияли на международную реакцию в вопросе о признании новых государств Восточной Европы и, возможно, трансформировали право признания", а сам метод "требования просьбы о признании, которая изучалась арбитрами, а затем решалась до установленного срока, был фактически беспрецедентным в практике признания".

Признание государствами ЕС бывших советских республик, как, впрочем, и других государств, произошло сразу же после прекращения существования Советского Союза. ЕС сделал заявление, в котором было указано, что поскольку Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Туркменистан, Украина и Узбекистан заверили, что требования "Руководящих принципов" будут ими соблюдены, то государства - члены ЕС готовы приступить к процессу признания этих государств. Первыми государствами, которые признали независимость Украины, были не страны - члены ЕС, а Канада, Польша и Венгрия, которые сделали это 2 декабря 1991 г., сразу же после объявления результатов референдума от 1 декабря 1991 г. США выступили с заявлением о признании бывших советских республик 25 декабря 1991 г.

Итак, можно констатировать, что процесс международно-правового признания республик бывшего СССР прошел достаточно быстро и беспроблемно, чего никак нельзя сказать о республиках бывшей Югославии. В вопросе о признании бывших югославских республик государства - члены ЕС не всегда придерживались не только установленных ими же самими критериев, но и общепризнанных в теории и практике международного права положений, касающихся международно-правового признания. С одной стороны, они поспешили признать Хорватию, которая находилась в состоянии гражданской войны с Республикой Сербской Краины и не контролировала добрую треть своей территории, и Боснию и Герцеговину, правительство которой вообще не могло на тот момент осуществлять эффективный контроль над собственной территорией и которую трудно было охарактеризовать как сложившееся государство. С другой стороны, они длительное время отказывали в признании Македонии, которая полностью отвечала классическим признакам государственности (постоянное население, территория, правительство, способность вступать в отношения с другими государствами) и на территории которой, в отличие от других югославских республик, не было гражданской войны, под явно надуманным предлогом, связанным с названием этого государства.

 - Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика