Вторник, 12.12.2017, 18:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие и сущность конкурентоспособности

Издержки и прибыль занимают одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. В данной связи возникает необходимость формирования организационно-экономического механизма снижения издержек производства в аспекте усиления национальной конкурентоспособности, который представляет собой систему целей, принципов и методов функционирования на современном предприятии, чтобы оно могло конкурировать на рынке.

Успешная работа субъектов хозяйствования в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера. Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий аграрно-промышленного комплекса экономики оказывают интегральные факторы (прежде всего инвестиционные, инновационные и финансовые). Это вполне оправдано, так как произвести, переработать и реализовать продукцию более высокого качества и с меньшими издержками можно только путем использования инновационных технологий и достижений науки. Таким образом, только то предприятие, которое систематически обновляет свой ресурсный потенциал, способно повысить свою конкурентную устойчивость на рынке.

Рост конкурентоспособности все более определяется инновационной составляющей, связанной с постоянной разработкой, внедрением и использованием производственно-коммерческих и финансово-инвестиционных новшеств, с качественным совершенствованием организационно-экономического механизма хозяйствования на микро- и макроуровне.

Конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов, в том числе и регионов. Далее, конкурентоспособность, видимо, может в определенных условиях оказаться тождественной таким экономическим категориям, как качество, или эффективность. Из сказанного непосредственно вытекает, что конкурентоспособность является категорией динамической, причем ее динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как неуправляемые параметры. Утверждают, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. В случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне.

Обобщенно понятие «конкурентоспособности» формулируют следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.

Значительное число работ относится к оценке конкурентоспособности отдельных товаров, агрегированной товарной группы страны.

С другой стороны, довольно заметные расхождения в определении понятия «конкурентоспособность» связываются с различиями в методологиях исследования. Одни методы направлены на определенное представление данных статистики внешней торговли, чтобы получить в итоге численную оценку конкурентоспособности. Другие методы ориентированы, в частности, на анализ используемых ресурсов, что в более общей категории анализа может быть представлено как оперирование показателями экономической эффективности. Методы макроэкономического порядка исследуют возможности оценки конкурентоспособности на национальном уровне, существует ряд других методологических подходов, например связанных с оценкой внешних инвестиций; использующих метафоры (ромб Портера, матрица Бостонской консалтинговой группы) и др.

В соответствии с выбранной методологией и уровнем исследования, как правило, предлагается соответствующая версия определения конкурентоспособности.

В ряде источников указывается на то, что конкурентоспособная отрасль «обладает длительной способностью выгодно увеличивать и поддерживать долю на внутреннем и зарубежных рынках». Следует заметить, что термин «доля рынка» довольно часто встречается в различных определениях конкурентоспособности, и если на внешнем рынке страны речь идет о рынках аналогичной продукции, то на внутреннем рынке этот термин может быть адресован субъектам рынка, отдельному виду продукции, однако трудно, например, сравнивать между собой доли внутреннего рынка, занимаемые продовольствием и машиностроением.

Другое определение конкурентоспособности дал Д. Фрибэйрн (J. Freebairn): «Конкурентоспособность - индикатор способности поставлять товары и услуги в то место, в той форме и в то время, которые требуются покупателю, по ценам аналогичным или более выгодным, чем у других потенциальных поставщиков, зарабатывая при этом, по крайней мере, стоимость, которая способна компенсировать вложенные средства».

Это определение во многом делает попытку вобрать наиболее привлекательные характеристики поставщика, вместе с тем его формализация сталкивается с довольно значительными трудностями, которые, в частности, связаны с доступом к данным.

Европейский Комитет определяет конкурентоспособность как способность страны «увеличивать свою долю на рынке экспорта... Страна имеет конкурентное преимущество по отдельному продукту, когда она может его производить с меньшими альтернативными издержками, чем другие страны».

Очевидно, рынки экспорта всех стран являются мировым рынком, и в этой трактовке речь идет об увеличении доли страны одновременно со снижением издержек. Необходимо пояснить, что проблема издержек, особенно в сфере аграрного производства, имеет особое значение для стран ЕС, где, например, внутренние цены на продукцию ЕС значительно превышают цены мирового рынка. Однако показателем внешнего спроса на товар все же является величина его продаж, которая может быть достигнута, в том числе за счет максимального снижения добавленной стоимости на единицу товара.

В экономической литературе под конкурентоспособностью принято понимать «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность».

В этом определении не специфицирован рынок, и если внутренним рынок страны имеет одни стандарты, то требования мирового рынка могут быть более высокими.

Конкурентоспособностью товара также называют «способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: его технический уровень, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения; соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам; организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны; срок поставки (разработки, создания, продажи), гарантий; цена, условия платежей; актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке; политико-экономическая ситуация в данном регионе».

Иерархия конкурентоспособности предполагает как прямую, так и обратную зависимость между верхним и нижнем уровнями, то есть от конкурентоспособности продукции зависит конкурентоспособность отрасли, экономики и страны целом, и наоборот. На основе изучения трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов ниже представлено содержание наиболее точных определений понятия «конкурентоспособность» с учетом свойств конкретных объектов и деятельности субъектов.

- Курсовые работы на заказ

Понятие и сущность конкурентоспособности
Поиск

Яндекс.Метрика