Пятница, 19.04.2024, 01:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие коммуникативной компетентности

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Проблеме общения значительное внимание уделял Б.Г. Ананьев. Он рассматривал общение как специфический вид деятельности, и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. И что общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании все психической организации человека.

В слове «общение» заложен более личностный духовный контакт партнеров, а «коммуникация» предполагает рациональную смысловую направленность взаимодействия субъектов. Не все виды коммуникации являются общением, но любое общение является частным видом коммуникации.

Эффективность общения людей зависит от коммуникативной компетентности, то есть умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Соответственно, коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. В основе теории коммуникативной компетентности лежат когнитивные (познаваемые) аспекты. Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Н.Ю. Хрящева выделяют в качестве критериев оценки коммуникативной компетентности ориентированность, психологические знания, перцептивные способности. Бодалёв А.А. проводит дифференциацию компетентности в «отражении», в «обращении» и в «отношении», что соответственно характерно познавательной, поведенческой и эмоциональной сферам.

Рассмотрение коммуникативного аспекта жизни человека не только интересно, но и ценно в свете улучшения взаимопонимания индивидов в обществе. Умение вести себя с людьми во время беседы - один из главных факторов, определяющих шансы достижения успеха. Успехи человека в его делах только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми, с которыми он работает (взаимодействует). Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Нет профессий, не требующих общения. И проблема общения является одна из самых важных и сложных с точки зрения психологии.

В.Н. Мясищев рассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга». В связи с этим он говорил о единстве взаимодействия между людьми и взаимоотношений между ними, обусловленных накапливаемыми в ходе взаимодействия впечатлениями и переживаниями. Во многих своих работах он описывал особенности отражения других людей, отношения к ним и обращения с ними, раскрывал зависимости, которые существуют, между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт общения у него имеется.

И.И. Серёгина утверждает: «составляющими коммуникативной компетентности следует считать, во-первых, умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), постоянно поддерживая с ними нужные контакты, а, во-вторых, владение и умение оперировать этой смысловой информацией, которая характеризует как общую, так и профессиональную эрудицию работника (специалиста), вне зависимости от сферы его деятельности».

Г.М. Андреева выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлений на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона - это организация взаимодействия между общающимися, то есть обмен действиями. Каждая из этих сторон в реальном общении проявляется совместно, в большей или меньшей степени выраженности.

Содержание общения составляет информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от человека к человеку:

  • о конкретных потребностях;
  • о тех или иных эмоциональных состояний, цель передачи которых попытка настроить другого человека на контакт.

В соответствии с содержанием выделим следующие функции общения.

Информационная функция связана с передачей и приемом информации друг другу, аффективная - с взаимообменом эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения (индуктора) на другого (реципиента) с целью изменения или сохранения его поведения.

Когда мы говорим о коммуникации, то, прежде всего, имеем в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками.

Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации представлен как процесс обмена информацией.

В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся выработать общий смысл.

Характер обмена информацией между людьми, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры влияют друг на друга. Обмен такой информацией предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса.

Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось такое воздействие.

Коммуникативное влияние возможно тогда, когда человек направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой (или сходной) системой кодификации и декодификации. Коммуникатор и реципиент в процессе коммуникации постоянно меняются местами. Коммуникативное взаимодействие возможно при наличии у обоих участников единой системы кодирования. И только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей». Диалог представляет собой последовательную систему коммуникативных ролей.

Важным инструментом этого процесса является обратная связь, и ее суть состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.

Успешность коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации. Это связано с дистанцией, которая устанавливается в ходе коммуникации, когда один партнер стремится, как можно более подробно проникнуть в обстоятельства диалога, а другой, напротив, отстраняется от собеседника. Стиль слушающего зависит от его умения (желания) или неумения (нежелания) слушать, что тоже в значительной степени обусловливает успешность диалога.

Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности, то есть умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность может быть большей или меньшей, это зависит как от врожденных качеств человека, так и от приобретенных им в процессе взросления знаний, умений и навыков. В процессе социализации усваиваются разнообразные паттерны поведения, которые наблюдает растущий человек.

Свои требования к коммуникативной компетентности предъявляет перцептивная сторона общения, связанная с восприятием и пониманием людьми друг друга.

О значимости коммуникативной компетентности писала Л.А. Петровская, один из пионеров социально-психологического тренинга в России.

Она считает, что «первичную роль играет принцип субъект - субъектности. Именно он является отправной детерминантой, обуславливающей и инициирующей другие характеристики общения. Он также является, безусловно, доминирующим началом и в рамках перцептивно ориентированного тренинга. И поэтому остановимся на нем более детально.

Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является уже рассмотренная обратная связь, получение которой помогает откорректировать образ и способность более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Перцепция выступает в роли регулятора общения, она оказывается носителем перцептивно-диагностической функции. Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие - оценку основных ее элементов, а именно партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом.

Развитое общение включает в себе две тесно связанные грани: общение, основанное на субъект - объектной схеме, при котором партнерам отводятся роли манипулятора (общение по типу приказов, указаний), и общение, основанное на субъект - субъектной схеме. Вместе с тем, общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но существенно различающихся уровня: уровень внешний, поведенческий, операционально-технический и уровень внутренний, глубинный, затрагивающий личностно-смысловые образования и играющий определяющую роль по отношению к внешнему, поведенческому.

По определению Г.М. Андреевой, общение между людьми, реализуемое через непосредственную коммуникацию - важная культурная составляющая общественных отношений, поэтому коммуникативную компетентность следует рассматривать как один из компонентов социального капитала.

Развитие компетентности общения взрослых людей с неизбежностью предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых знаний и опыта, а с другой стороны, это коррекция, изменение уже сложившихся форм.

Многообразие форм социально-психологического воздействия реализуются в виде общения: руководителя и подчиненных, клиента и консультанта и т.д.

Психологическое воздействие, развертывающееся как субъект-объектное, приводит к результату в виде репродуктивных (рутинных) образований. А эффекты продуктивные, творческие по своей природе связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект - субъектную форму контакта.

Итак, можно сказать, что развитие компетентности в общении, предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных, продуктивных личностных сторон общения, так и его субъект-объектных, репродуктивных, операциональных составляющих (компонентов). Подобно тому, как в общении есть ведущие и подчиненные аспекты, так и типы воздействия включают в себя ведущие, определяющие средства, которые характеризуют стратегическое направление воздействия и средства вторичные, подчиненные, так сказать тактические. Таким образом, субъект-субъектные формы воздействия соответствуют ведущим сторонам общения и коммуникативной компетентности.

В рамках общей регулятивной функции социальная перцепция оказывается первичной по отношению к поведенческим аспектам общения, демонстрируя тем самым одну из граней принципа экстериоризации во взаимосвязях психики с внешней реальностью.

Итак, рассмотрим вкратце проблемы основных источников развития коррекции восприятия себя и другого в контексте общения:

  • восприятие себя через соотнесение (идентификацию) себя с другими. Процесс дает возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве модели самого себя, для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданности;
  • восприятие себя через восприятие себя другими (опора на межличностную обратную связь);
  • восприятие себя через результаты собственной деятельности;
  • восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.
  • непосредственное восприятие собственного внешнего облика.

Л.И. Божович подчеркивала: «В психическом развитии ребенка возможны серьезные осложнения, если его самооценка не опирается на умение самостоятельно оценить результаты своей деятельности и ограничивается лишь ориентацией на оценки, даваемые ребенку окружающими».

При внешней схожести формулировок их фактическое содержание оказывается существенно различным, в рамках которых эти принципы определяются и интерпретируются.

По мнению Г.М.Андреевой: «Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стоны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе».

Важную роль в восприятии и понимании людьми друг друга идет обратная связь. Социальную обратную связь типа «индивид - индивид» называют межличностной обратной связью. Особенно важным является разделение обратной связи на намеренную, то есть сознательно подаваемую коммуникатором обратную связь, и ненамеренную, непроизвольную для коммуникатора. Относительно доступной в условиях повседневного реального общения оказывается ненамеренная обратная связь. Она практически всегда находится в распоряжении реципиента, поскольку ее получение определяется его собственной инициативой (реципиент считывает ее по выражению лица, интонациям голоса, различным деталям поведения). В случае намеренной обратной связи ситуация иная. Инициатива принадлежит коммуникатору. В результате намеренная обратная связь передается и получается спорадически, что создает ее явный дефицит в реальном общении.

По своему содержанию обратная связь может нести реципиенту негативную или позитивную информацию. Если обратная связь негативна, то соображений в пользу того, чтобы сократить или вовсе не давать обратной связи, возникает особенно много и они, как правило, достаточно серьезны. Хорошо известно, насколько нетривиальным оказывается всякий раз решение вопроса, каким образом сказать человеку о том, что он поступил нехорошо, был не прав, выглядел не лучшим образом, и при этом не восстановить его против себя.

Серьезную ограничительную роль в подаче негативной обратной связи могут играть и социокультурные факторы в виде норм этикета, обычаев и традиций. Правила хорошего тона современного европейца, например, вообще тяготеют к известной сдержанности в высказывании своих мнений и оценок, касающихся партнеров по общению.

Хорошо известно, сколько велико количество разнообразных ограничений в выражении своего мнения относительно старших, людей более высокого социального статуса в различных традиционных социокультурных структурах стран Востока.

Также, нельзя не отметить и такой чисто эмоциональный ограничитель, как предвидение психологического напряжения, сопровождающего подачу негативной обратной связи. Как известно, сообщение неприятных вещей не принадлежит к числу приятных занятий, и иногда мы стремимся избегать подобных сообщений, минимизировать свой психологический дискомфорт.

Проблема сложности выражения позитивных чувств зафиксирована К. Роджерсом, который подчеркивал, что часто наиболее глубоко отрицаемыми, сдерживаемыми оказываются именно позитивные проявления, такие как любовь к другому, уверенность в себе и т.п. Причины, обусловливающие сложность проявления позитивного отношения разнообразны. В простейшем случае за сдержанностью в подаче позитивной обратной связи может стоять нежелание выглядеть льстецом. В других ситуациях опасение, что позитивная обратная связь, особенно в виде явной похвалы, может плохо повлиять на ее реципиента.

Обратная связь в межличностном общении должна быть адекватной. Понятие адекватности охватывает два существенно разных, но тесно взаимосвязанных аспекта. Объективная и коммуникативная адекватность обратной связи тесно связаны друг с другом. Если первая выступает в качестве основной цели, то вторая относится к области средств. Межличностная обратная связь объектно адекватна, если ее информация о реципиенте соответствует реальности. Коммуникативную адекватность обратной связи можно рассматривать в качестве одной из предпосылок ее объектной адекватности. Другой предпосылкой является адекватность той внутренней основы обратной связи, которая существует у коммуникатора в виде его действительных представлений о реципиенте.

Наиболее существенными характеристиками межличностной обратной связи являются такие, как специфичность и аргументированность.

Обратная связь специфична, если она относится к определенному, четко обозначенному коммуникатором факту, поведенческому проявлению реципиента.

Близкой, но все же отличной от специфичности является аргументированность обратной связи, то есть сопровождение вывода уточнением оснований, на которых он построен.

Специфичность и аргументированность относятся к вербальным реакциям коммуникатора, представляющим собой важную, но не единственную форму обратной связи. Другую форму, не менее важную, составляют невербальные виды коммуникации. Именно невербальная обратная связь служит уникальным каналом проникновения в мир чувств (передача эмоционального состояния человека). Эмоциональная чувственная реакция - это особенно тонкая и, возможно, основная ткань межличностного контакта.

Усилия, направленные на подачу обратной связи, обеспечение ее адекватности и информативности, достигают своих целей лишь при условии, что обратная связь воспринимается реципиентом. Восприятие обратной связи включает три взаимосвязанных момента:

а) фиксирование обратной связи органами чувств реципиента;

б) понимание, уяснение им содержания обратной связи;

в) активное введение содержания обратной связи во внутренний мир реципиента и последующее принятие или отвержение обратной связи.

Источником основных проблем оказывается негативная межличностная обратная связь в той или иной мере воспринимается как угроза собственному «Я» реципиента. Возникает невольное побуждение обезопасить свое «я», подвергнуть сомнению содержание обратной связи, а также сам ее источник - коммуникатора, его компетентность, объективность, и это зависит от ряда моментов:

  • во-первых, от характеристик самой обратной связи;
  • во-вторых, от состояния и особенностей реципиента;
  • в-третьих, от характера отношений реципиента и коммуникатора.

Психологическая обратная связь важна для человека, вступающего в общение, что ее прерывание воспринимается как наказание на субъективном уровне восприятия.

Подытоживая изложенное, можно сказать, что коммуникативная компетентность личности предполагает умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, умение вступать в коммуникацию с другим человеком, поддерживая контакт взаимодействия, а также, умение оперировать смысловой информацией, которая характеризует, как общую, так и профессиональную эрудицию, вне зависимости от сферы его деятельности.

- Курсовые работы на заказ

Поиск