Четверг, 19.10.2017, 02:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие конкурентоспособности

В понимании понятия «конкурентоспособность» определяющим фактором является либо внутренняя и внешняя деятельность фирмы, либо ценовые и неценовые характеристики продукции.

При этом в понятии «конкурентоспособность» необходимо учитывать свойства объекта исследования, например:

- свойство товара проявляет себя в соотношении принципа цены и качества, т.е. способность потребителя оценить качество продукции за соответствующую цену;

- свойство предприятия используется в случае, когда необходимо оценивать конкурентоспособность с точки зрения способности конкурировать на рынке и занимать лидирующие позиции;

- свойство отрасли в понятии «конкурентоспособность» отражает способность предприятий определенной отрасли успешно реализовывать товары (работы, услуги) на рынке, где за деньги потребителя конкурируют товары различных отраслей.

Многообразие определений конкурентоспособности зависит от того, насколько полно отражены факторы внешней среды, такие как:

- социальная и политическая стабильность в стране;

- стабильность существующей финансовой системы;

- рост эффективности производства;

- инвестиционная привлекательность различных предприятий и отраслей;

- система подготовки трудовых ресурсов (уровень квалифицированного кадрового потенциала).

Наиболее точным является определение Европейского форума по проблемам управления, которое сочетает в себе факторы функционирования предприятия в рыночной среде и функциональные характеристики товара:

«Конкурентоспособность предприятия - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов».

В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости организационно-экономических процессов в иерархии конкурентоспособности особое место занимает конкурентоспособность отраслей и региона в целом. В настоящее время регионы являются самостоятельными субъектами рыночных отношений, реализующие поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения. Потому от того, насколько развиты и устойчивы отрасли региона зависит общее экономическое состояние региона.

От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:

- потребность покупателей;

- величина необходимого полезного эффекта;

- конкурирующий товар;

- гипотетический образец;

- группа аналогов.

В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.

Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.

Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.

Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.

Таким образом, рассмотрев понятие «конкурентоспособность», можно сделать следующие выводы:

Под конкурентоспособностью понимают:

  • свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;
  • способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;
  • характеристику, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Обобщая определения конкурентоспособности по отношению к различным экономическим объектам, можно сказать, что конкурентоспособность конкретного объекта - это экономическая категория, позволяющая оценить положение данного объекта относительно сходных объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенный набор показателей (индикаторов).

- Курсовые работы на заказ

Понятие конкурентоспособности
Поиск

Яндекс.Метрика