Понедельник, 17.12.2018, 09:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие "национальная концептосфера" и коды культуры

Понятия «национальный культурный мир» и «национальная концептосфера» могут рассматриваться как синонимы. Термин «концептосфера» введен Д.С. Лихачевым по аналогии с «биосферой» и «ноосферой». Заимствованное у В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена представление было перенесено Д.С. Лихачевым на характеристику русского языкового мира. Термин применим и для описания национального культурного мира в целом. Для характеристики концептосферы национальной культуры важна связь, существующая между концептами.

Изучение национальной концептосферы является исследованием идеального аспекта системы культура. Концепт всегда нуждается в интерпретации, потому что в нем соединены понятия и представления, стандартизованность и уникальность. Самые конкретные определения национальных концептов могут вызывать протест и полярные оценки. Русские «соборность» и «коллективизм», неоднократно рассматриваемые как опорные и, несомненно, позитивные концепты русского культурного мира, могут оцениваться и как препятствия к осуществлению личной свободы. Немецкий «порядок» - одна из констант национальной концептосферы - вызывает у современных немцев энергичный протест. Американский концепт «конкуренция», одна из опор национальной ментальности, подвергается в Америке и Европе резкой критике и не только на бытовом уровне. По мысли «отца» кибернетики, выдающегося математика Н. Винера, конкуренция не способствует развитию подлинной демократии и тормозит укрепление гражданского общества.

Национальные концепты, как и национальные концептосферы, не могут быть точно определены, но могут быть описаны. Описания эти допускают некоторую долю субъективизма, заложенного в самой природе концепта. Разница культур разных народов ощущалась уже в глубокой древности. Понятно, что интерес вызывают и вопросы - в чем эти отличия, откуда они проистекают, где их расхождения необратимы, либо, напротив, где разные национальные культуры сходятся в результате коммуникации. Среди общих оснований для формирования национальных концептосфер называют геополитический, исторический и этнопсихологический факторы. Опора на геополитический фактор получила особое распространение в классической немецкой философии и, в частности, в философии И.Г. Гердера и В. фон Гумбольдта. На них опираются многие современные этнологи. Оригинальную концепцию предлагает Л.Н. Гумилев, подчеркивающий роль «месторазвития», «родины этноса» - неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система. Изменение национальных границ в ходе исторических сдвигов на протяжении веков оказывает влияние на национальную психологию и порождает свой ряд концептов, собственные границы «своего» и «чужого». Границы эти четко не определены и постоянно пересекаются, в том числе и в межкультурной коммуникации.

Традиционное понимание межкультурной коммуникации сводит ее к коммуникации межъязыковой и межэтнической. Эта концепция и сегодня остается актуальной. Истоки ее восходят к идеям уже упоминавшихся немецких философов Гердера и Гумбольдта. Ее углубил выдающийся украинский лингвист А.А. Потебня. Неогумбольдтианцы в XX веке, в том числе и Л. Вайсгербер, адаптировали эти идеи к новому историческому контексту.

Модель мира в каждой культуре строится из целого ряда универсальных концептов - пространства, времени, причины, судьбы, числа (А.Я. Гуревич), а также сущности огня, воды, правды, закона, любви (Ю.С. Степанов). Американский психолог Дж. Миллер сказал: «У каждой культуры есть свои мифы. Один из стойких в нашей культуре мифов состоит в том, что у неграмотных людей в менее развитых странах существует особое «примитивное мышление», отличающееся от нашего и уступающее ему». Отсюда следует, что можно говорить об универсальных для большинства народов и культур концептах.

Но есть и специфические, этноцентрические концепты, ориентированные на данный этнос. Нельзя на естественном языке описать мир «как он есть», т.к. язык изначально задаёт своим носителям определённую картину мира. Поэтесса М. Цветаева писала, что «иные вещи на ином языке не думаются». Анна Вежбицкая утверждает аналогичное и в отношении чувств: «не только мысли могут быть «продуманы» на одном языке, но и чувства могут быть испытаны в рамках одного языкового сознания, но не другого».

Все концепты можно разделить по темам:

  1. мир - пространство, время, число, родина, туманное утро, зимняя ночь;
  2. стихия и природа - вода, огонь, дерево, цветы;
  3. представления о человеке - интеллигент, гений, дурак, странник;
  4. нравственные концепты - совесть, стыд, правда, истина;
  5. социальные понятия и отношения - свобода, воля, дружба, война;
  6. эмоциональные концепты: счастье, радость;
  7. мир артефактов: храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча и др.);
  8. концептосфера научного знания: философия, филология, математика;
  9. концептосфера искусства: архитектура, живопись, музыка, танец.

Понятие «код» зародилось в сугубо научно-технической среде (код Морзе, генетический код). Суть кода - в дешифровке искусственных языков. Фактически же код - система знаков и свод правил, по которым производится шифровка, расшифровка, перенос и хранение информации.

В культурологи понятие культурного кода используется в качестве ключа к пониманию культурной картины мира.

Культурный код помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.

Код обеспечивает взаимосвязь между знаком и значением, помогает перевести мир номинаций (обозначений) в мир смыслов, то есть помогает понять, что значат те или иные культурные феномены.

Без кода культурный текст оказывается закрытым, его значение и смысл не поддаются расшифровке. Если такой код есть, то текст становится открытым, его можно «считывать».-Каждый культурный текст может прочитываться иначе в зависимости от того, какой код используется. Сам код может также трансформироваться в процессе развития (упрощаться, усложняться, менять знаковую систему и т.д.).

При этом код культуры должен характеризоваться следующими признаками:

  • самодостаточностью;
  • открытостью;
  • универсальностью.

Важнейшим культурным кодом в древних культурах являлась система имен. Имена носили сакральный смысл, часто предмет носил два имени - одно «истинное», другое «общеизвестное», поскольку имя было неотделимо от предмета и с ним можно было совершать магические ритуалы.

Временные отрезки и моменты времени также могли выступать-в качестве кода, увязывая в себе смыслы культуры. Например, в христианстве центром времени считается пришествие искупителя - Иисуса Христа. Исходя из этого, строится вся культурная картина мира христианина.-Культурные коды присущи всем языкам мира. Найти их сложно, но именно культурные коды помогают перевести глубинные смыслы культуры на уровень выражения.

Понятие кода - одна из основных, наряду со знаком и символом, терминологических и понятийных «единиц» семиотики, которая используется для раскрытия механизма порождения смысла любого сообщения. Теория информации-определяет код как «репертуар» (совокупность) сигналов. Философия склонна видеть в коде несколько определений:

  1. код - это знаковая структура;
  2. код - это система, правила упорядочения или сочетания символов, то есть определенный способ структурирования;
  3. код - это строго «случайное», непредвиденное (окказиональное) взаимообратное соответствие одного символа одному означаемому. (У. Эко)

В качестве наиболее близкого примера кода по смыслу ученые чаще всего приводят понятие «языка», так как язык являет собой определенный способ правильной и закономерной организации высказывания (Ф.де Соссюр).

Современные исследователи склонны считать понятие кода более широким и функциональным, так как оно может использоваться для понимания и организации не только вербальных систем, но и невербальных (Морзе,-икона).

Понятие кода в современной науке относится только к представлениям о искусственно созданной структуре со своей внутренней и внешней договоренностью (что отличает код от языка, имеющего естественный характер происхождения).

Так, например, советский ученый-семиолог Ю.М. Лотман считал, что понятие кода уже психологически настраивает человека на автоматическую, «машинную» модель общения (коммуникации) и искусственный язык, в отличие от реального языка, существующего и имеющего протяженность в истории.

Известный итальянский ученый У. Эко для сугубо семиотического обозначения и понимания кода в отличие от других подходов предлагает специфический термин S-код, для сущности которого характерно:

  • организация высказывания по строгим правилам соответствия, комбинаторики
  • понимание высказывания под определенным углом зрения (соответственно будут различаться организации высказывания, проведенные людьми разных профессий, образования, пола и т.д.).

Р. Якобсон в середине прошлого века дополнил понятие кода понятием «субкода», которое используется для описания информационных систем с несколькими кодами, существующих в строгой иерархичности.

Таким образом, для культурного кода характерны принципы иерархичности и экономичности. Иерархичность кода демонстрирует упорядоченность субкодов, выделяя главенство одного и подчиненность остальных.-Экономичность кода связана с общей информативностью высказывания, так как код сам по себе ограничивает поле выбранной информации.

По-мнению У. Эко, чем большее количество символов использует высказывание, тем больше вырастает число их комбинаций - сообщение становится «высокоинформативным», но в то же время и непереданным, так как для его передачи требуется большее число операций.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика