Суббота, 27.07.2024, 05:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие «патриотизма» и его значение в современном мире

Патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы с детьми, в 21 веке условиях глобальности перемен в жизни общества, в момент нестабильности в мире, появляется потребность возвратиться к наилучшим обычаям нашего народа, к его старым корням, к таким бесконечным понятиям, как род, родство, Родина. Ощущение патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, гордость за свой народ, чувство неразрывности с окружающим, стремление сберечь и приумножить великолепие свой страны. Быть патриотом - это чувствовать себя неотъемлемой частью Отечества. Данное чувство появляется еще в дошкольном детстве, когда закладываются основные отношения к окружающей среде, формируется в ходе воспитания чувства любви к своим близким, детскому саду, стране, к родным местам.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством : « Как не человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В последние годы возрос интерес к духовно-культурному наследию народа. В этом стоит видеть желание народа к национальному возрождению. Каждый народ стремится сохранить свои традиции - искусство, фольклор, родной язык. На сегодняшний день необходимо считать наилучшим принципом воспитания, воспитание, которое основывается на корнях национальных традиций. В любой культуре любого народа в неразделенном виде можно выделить более доступные детям по содержанию, форм воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Методологическую основу вопроса составляют понятия патриотизма, гражданственности и интернационального воспитания, разработанные видными педагогами Советского периода (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова). Психологические исследования Л.С. Выготского, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова были посвящены проблеме развития социальных качеств личности, эмоций, интеллекта.
Сложившаяся сейчас в нашей стране и мире социокультурная и политическая ситуация требует на законодательном уровне обратиться к вопросу организации гражданского-патриотического воспитания в новых условиях в образовательных организациях. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает принципы государственной политики в области образования, среди которых воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе и среде (статья 3).
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ознакомление с историческим и культурным наследием родного города подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь младший школьный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к городу. Под патриотическим воспитанием понималось постепенное и неуклонное формирование у школьников любви к своей городу. А любовь к городу формировалась у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей.
Культура является средой развития и воспитания ребенка. «Человек, - подчеркивал И.А. Ильин, - родится в лоне своей семьи и своего народа; он - их детище; они дают ему первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в его власти». Освоение культуры - длительный и сложный процесс, но вхождение человека в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, материнский фольклор, художественный и образный мир традиционной культуры, ее ценности и нормы. Интеграция ребенка в национальное культурное пространство - не только важнейшее условие его полноценного развития, но и залог жизненной силы и душевного здоровья.
На сегодняшний день система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Проблема модернизации патриотического воспитания в системе начального образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательной системе начального образования.
Образование сегодня ориентировано на воспитание человека культуры, патриота, познавшего и освоившего историко-культурные ценности своего народа. Важным процессом в освоении детьми историко-культурного наследия народа является развитие ценностного отношения к нему. В данном контексте смысл образования заключается в том, чтобы «обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую индивидуальную систему гуманистических ориентаций, т.е. интериоризацию общечеловеческих ценностей».
В качестве ядра ценностного отношения к окружающему И.Я. Лернер называет эмоции. Эмоции - индикатор личностного отношения, условие перехода на собственно-личностный, субъектный уровень развития. Эффективность этого процесса зависит от оценки взрослого, самооценки школьника, преобразующей когнитивное содержание в аффективное. Поэтому приоритетной в становлении ценностного отношения школьников к истории и культуре родного города становится работа педагога с эмоциями детей. Е.Л. Яковлева, раскрывая суть и принципы трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, отмечает: «Чтобы проблема была решена, человеку необходимо понять свое отношение к этому, т.е. то, какие чувства возникают у него по этому поводу».
Для решения поставленной задачи целесообразно обратиться к музейной педагогике. Ее роль в становление эмоционально-ценностного отношения школьников к истории и культуре родного города, на наш взгляд, недооценивается. Педагогам необходимо пересмотреть свое отношение к образовательному потенциалу музея, педагогические возможности которого в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города чрезвычайно высоки, поскольку:
-    музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющими аналогов в культуре других регионов;
-    музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного городеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;
-    в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.
Развитию ценностного отношения детей к истории и культуре родного города способствует музейно-педагогическая технология. Исходя из понимания педагогической технологии как организационно-методического инструментария педагогического процесса, музейно-педагогическую технологию мы рассматриваем как алгоритм действий, направленных на реализацию системы средств и методов культурно-исторического содержания, представленного в музейных материалах.
Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления ценностного отношения детей к историко-культурному наследию родного города системным, продуманным, позволяет достичь предвосхищаемого результата.
К основным условиям реализации музейно-педагогической технологии в процессе приобщения детей к историко-культурным ценностям родного города нами отнесены:
-    наличие программ приобщения детей к истории и культуре родного города, в основе которых лежат общечеловеческие ценности и личностные смыслы (доброта, истина, достоинство, трудолюбие, сочувствие, интересы) людей, живших и живущих в родном городе, их взаимоотношения, модели поведения и деятельности;
-    разработка диагностики особенностей ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста, их отношения к музеям города, углубляющим городеведческое познание. Диагностика особенностей ценностных ориентаций детей, их отношения к музеям города как хранителям историко-культурного наследия связана с определением детских эмоций и отношений к музейным ценностям, а также наличием желания освоить музейные материалы как продукты творческой деятельности человека;
-    установление стиля сотворчества и сотрудничества между воспитателями, научными сотрудниками музеев, родителями; организация музейно-ориентированной среды в начальной школе в соответствии с принципами гуманизации, центрирующим ребенка в мире детей и взрослых, активности в присвоении ценностных ориентаций, средств самовыражения.
Работая по данной теме, можно использовать разнообразные формы работы по ознакомлению с родным городом.
-    Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение занятий и бесед по ознакомлению с историей и культурой родного города.
-    Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями).
-    Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина?»; фотовыставки «Исторические места родного города».
-    Создание предметной среды, группового уголка «История родного города».
-    Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов», «Что покажем гостям мой город?».
-    Художественно-изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?»).
-    Чтение книг о родном городе; заучивание стихотворений о своей малой городу; прослушивание песен о родном городе.
-    Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей: исполнение ролей, участие в театрализации сказки по мотивам вятского фольклора).
Базовым этапом формирования у детей любви к городу следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой городу, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление школьников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
Чтобы воспитать любовь к родному краю, сформировать активную жизненную позицию - неравнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мини-походы, маршрутные игры-путешествия.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова при- рода, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы стараемся передать нашим детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения.

- Курсовые работы на заказ

Понятие патриотизма и его значение в современном мире
Поиск