Четверг, 19.10.2017, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие психологического барьера

В психологии нет единой позиции относительно определения понятия «психологический барьер». Значение данного термина отождествляется со значением понятия «трудности» (Н.А. Звонарева, А.К. Маркова, В.И. Медведев), «препятствия» (В.Ф. Галыгин, Р.П. Козлова). Вслед за данными авторами мы считаем, что психологический барьер является психическим состоянием, негативным настроем субъекта, останавливающим и угнетающим его активность, деятельность и действия, препятствующим достижению им поставленных учебных целей и задач. В случае создания барьеров оптимальной трудности барьер выполняет свою созидательную, стимулирующую, мобилизационную и другие конструктивные функции, реализуя тем самым развивающую функцию процесса обучения через его преодоление (Р.Х. Шакуров).
В зарубежных исследованиях проблема психологических барьеров изучается учеными в рамках основных направлений различных школ. Наиболее значимыми представляются психоаналитическая теория личности (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер), гуманистическая концепция личности (К. Роджерс), когнитивное направление в рамках теории личности (Дж. Келли), теория личности (Э. Берн, К. Левин).
Отечественные психологи разрабатывают проблему психологических барьеров в контексте деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, Р.Х. Шакуров), рассматривая психологический барьер как фактор стимуляции или разрушения деятельности. Проведенный теоретический анализ позволил выделить виды барьеров: когнитивные (З.А. Нолиу, Е.А. Домырева), эмоциональные (А.Е. Глоточкин), тактические (Л.Б. Филонов), смысловые (М.С. Неймарк, Л.С. Славина), барьеры в общении (В.А. Кан-Калик, В.Д. Парыгин), барьеры в различных видах инновационной деятельности (А.М. Хон, А.И. Пригожин, Л.С. Подымова), психологические барьеры в педагогической деятельности (А.К. Маркова, Н.А. Подымов). Необходимость исследования путей преодоления барьеров определилась в исследованиях Т.В. Кудрявцева и Я.А. Пономарева. Авторы отмечали, что актуальной является разработка системы мер, предупреждающих ошибки.
Традиционно в психологии совладание с психологическими барьерами изучается в двух направлениях: конструктивном (Л.И. Анцыферова, А.К. Маркова, Л.И. Митина) и деструктивном (А.К. Маркова, Н.А. Подымов). При этом исключительно конструктивное преодоление барьеров ведет за собой прогрессивное развитие личности, тогда как деструктивный способ может повлечь регресс личности, отказ от обучения. Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности, она теснейшем образом связана с отражением собственных возможностей человека, с опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способов преодоления препятствий в сложной ситуации. Выбор способа преодоления трудности во многом определяет поведение человека.
В теории личности К. Левина понятие «барьер» занимает важное место. Как внешние, так и внутренние психологические барьеры, по мнению ученого, выступают в роли ограничителей формирования личности и могут повлечь сильный внутренний конфликт. Однако успешное преодоление препятствий повышает уровень притязаний личности, создает для нее «временные перспективы», стимулирующие активность индивида. А вот непреодолимые барьеры гасят инициативу и энергию человека, снижают уровень его притязаний и даже его интеллект.
В психоаналитическом учении З. Фрейда барьер тоже характеризуется как препятствие, угрожающее развитию человека и вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами - вступить во взаимодействие с проблемой и снизить ее негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации.
В работах А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга психологические барьеры рассматриваются как защитные механизмы, возникающие в результате конфликта сознания и бессознательного. Согласно А. Адлеру, они мешают достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности.
Современные зарубежные исследователи сходятся во мнении, что психологические барьеры - «внутренние» факторы, оказывающие негативное влияние на развитие карьеры» (M. Sieverding, S. Dettmer, G. Kaczmarczyk, A. Bühren). При этом отмечается, что возникновение «внутренних» психологических барьеров не является независимым от «внешних».
Первые могут быть интерпретированы как реакция на вторые, как осознанные общественные ожидания, как построение компромисса между внешними требованиями и внутренними потребностями. Психологические барьеры могут формироваться в течение гендерной социализации, приобретаться в родительском доме, школе, университете, на рабочем месте (S. Dettmer, G. Kaczmarczyk, A. Bühren).
Любопытны публикации Chr. Prange, изучавшего барьеры в сфере управления знаниями в организации. Автор определяет барьер как препятствие на пути организационному обучению и выделяет психологические, культурные, структурные и технические барьеры. Психологические барьеры берут начало в поведенческих диспозициях личности, и в теоретическом плане их детерминантами могут выступать инстинкты, ценности, потребности и ожидания.
В отечественных трудах в зависимости от сущности, методов исследования, природы, способов анализа выделены различные виды барьеров: в педагогической деятельности (А. К. Маркова, Н. А. Подымов); в общении (В. А. Кан-Калик, Б. Д. Парыгин); при введении инноваций (А. И. Пригожий, А. В. Филиппов, А. М. Хон); смысловые (Л. И. Божович, М. С. Неймарк); эмоциональные (Л. Б. Филонов).
Подходы к определению психологических барьеров тоже различны. А. Л. Свеницкий характеризует их как «воображаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации.
В психологических словарях барьер (франц. barriére - преграда, препятствие) трактуется как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, мешающее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей».
Вместе с тем многие исследователи полагают психологические барьеры важнейшими компонентами целостной структуры деятельности субъекта, оказывающими существенное влияние на его развитие и становление. Принципиально новое и весьма конструктивное толкование психологических барьеров дает Р. Х. Шакуров. По его мнению, именно они являются необходимым фактором, обеспечивающим развитие деятельности, а следовательно, и личности. Обосновывая данную психологическую категорию, он пишет, что барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы.
Подчеркивая развивающее воздействие внешних и внутренних преград, он выводит формулу развития - «самовосполнение ресурсов ради преодоления». Рассматривая психологические барьеры как «психические процессы, свойства или даже состояние человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности», Б. Д. Парыгин связывает этот феномен, «с одной стороны, с расширением социально-психологического плацдарма, постоянно порождающего и умножающего психологические барьеры, а с другой - с все более ощутимой необходимостью их преодоления», что способствует мобилизации внутренних резервов социально-психологической активности личности. Ученый определяет две модальности психологических барьеров - положительную и отрицательную, которые обусловлены «индивидуальным стилем профессиональной деятельности, способами эмоционального реагирования на изменение жизненных и профессиональных обстоятельств и трудностей».
Психологический барьер - это феномен, представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др., который ограничивает личностное и профессиональное совершенствование, препятствует удовлетворению потребностей и вызывает эмоциональный дискомфорт. Переживание профессиональных трудностей, связанное с объективными и субъективными ограничениями, тормозит конструктивное профессиональное становление, снижает динамику профессиональной активности, детерминирует потерю смыслов профессиональной деятельности.
Психологические барьеры, порождающие психическую напряженность и придающие процессу развития неустойчивость, неравновесность, являются главным конструктом, определяющим динамику профессионального развития. Они нарушают эволюционное развитие, вносят в процесс взаимодействия человека с профессией рассогласования, приводят к образованию критических точек развития.

- Курсовые работы на заказ

Понятие психологического барьера
Поиск

Яндекс.Метрика