Понедельник, 20.08.2018, 05:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие речевого манипулирования

Процесс манипуляции очень сложен и нельзя обойтись без определения этого явления. Что же мы понимаем под понятием «манипуляция»?

На этот вопрос можно дать много разных определений, но единое определения, которое охватывало бы все стороны и все особенности и сложности манипулирования остается спорным.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается значение: «МАНИПУЛЯЦИЯ, -и, ж. 1. Сложный прием действия над чем-нибудь при работе руками, ручным способом (книжный). 2. перен. Проделка, махинация (неодобр.)».

Но наиболее полное и основное понятие «манипуляция» было выдвинуто, на основе анализа словарей и многочисленных работ, психологом Е.Л.Доценко, который определяет манипуляцию как вид психологического воздействия, применение которого ведет к появлению скрытых намерений у другого человека, не совпадающих с его уже существующими желаниями.

Манипуляция широко изучается в психологии, психолингвистики, нейрофизиологии, психиатрии, поскольку в ее основе лежат психологические процессы воздействия, т.е. манипулирование сознанием.

При этом определяются основные требования, которые необходимо соблюдать при манипуляции:

  1. она не является физическим насилием;
  2. характер манипуляции остается замаскированным и неясным манипулируемому;
  3. для проведения необходимо наличие знаний в данной сфере и умений;
  4. к манипулируемым условно относятся как к вещам, что помогает избежать проявлений симпатии к нему со стороны манипулятора.

Но все это не является частью речевого манипулирования. Что же тогда рассматривается при этом виде воздействия?

Согласно учебному пособию Копниной Г.А. основное понятие речевого (языкового) манипулирования определяется как разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемого путем хитрого использования определенных ресурсов языка с целью скрытого влияния на мысленную и поведенческую деятельность адресата.

Речевое манипулирование включает в себя 5 основных этапа:

  1. наблюдение за объектом и накапливание информации о нем;
  2. выбор тактик и приемов, подходящих к ситуации и к психологии человека или аудитории, т.е. начинается поиск уязвимых точек в психологии человека;
  3.  аттракция, т.е. манипулятор привлекает к себе внимание и проникает в круг доверия к человеку;
  4. незаметное внедрение необходимых установок манипулируемому, в ходе чего человек начинает действовать согласно цели манипулятора;
  5. достижение нужного результата.

Но в некоторых работах выделяются только 3 этапа: подготовительный (объединяет в себе первые 2 этапа), аттракционный и перлокутивный (объединяет 2 последних этапа).

Приведем несколько примеров, которые мы можем встретить в обычной жизни, а не прочитать в газетах и книгах. Представим себе ситуацию, которая может произойти с любым человеком, особенно с жителем городов. Вам то ли позвонили, то ли на улице проводилась лотерея и вы стали победителем, и вас просят придти на абсолютно бесплатные процедуры в салон красоты, где вы сможете ознакомиться с новой серией косметики как женской, так и мужской, при этом расписывая все прелести предстоящей процедуры. Как можно от этого отказаться?

Следующий этап - вы приходите на встречу. Обращение вежливое и после прохождения процедуры, вы пробуете продукцию косметики. Консультант уже знает, как с вами говорить и главное, что говорить, так как они проходят специальные курсы и используют приемы манипуляции.

Конечно, продукция дорогая и вы отказываетесь. Но что происходит дальше? Вам задают провокационные вопросы, они могут быть разными и зависят от ситуации, приведем несколько примеров: сколько вы готовы потратить на себя? Сколько вы тратите на себя в месяц, а в год? Не уже ли вы этого не достойны?

Все эти вопросы приводят к заветной цели, человек начинает думать, что ему очень необходим этот продукт, и он не так уж и дорого стоит, так как за качественную вещь не жалко отдать деньги.

Есть и другие примеры. Компания «Орифлейм», «AVON» и другие для привлечения молодых консультантов в свои ряды в разговоре рисует картину безоблачного будущего, особенно это привлекает молодых девушек (которые только недавно стали жить отдельно от своих родителей). Первым делом говорят о возможном заработке и росте, ведь можно же работать не только консультантом, но и менеджером! А затем, в качестве сладкого пряника, говорят о возможных подарках, но для этого необходимо каждый месяц заказывать продукцию на определенную сумму и один подарок вы получается бесплатно, просто за первый заказ. Молодых девушек привлекает сама мечта, идеальный образ о независимости от родителей, возможности ездить за границу бесплатно и стать успешной бизнес-леди.

А теперь представьте обувной магазин и там распродажа и стоят 2 одинаковые пары обуви, но ценники различаются цветом (зеленые со скидкой, а белый - без). Какие бы взяли вы? Человеческая психика устроена таким образом, что обращается внимание на сам фактор (распродажа), а не на цену на этикетках. В этом случаи берется именно та обувь, к которой прикреплен зеленый ценник, но лишь позже человек замечает, что цена была одинаковой, и никакая распродажа не проходила.

А образ самого великого манипулятора мы можем встретить в литературе. По мнению многих ученых, им является Остап Бендер в книге И. Ильефа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Он соблюдал все правила искусно манипуляции и всегда достигал успеха в этом.

Но какие тактики, стратегии и приемы необходимы, чтобы все манипуляционные действия оказались успешными?

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика