Суббота, 27.07.2024, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие «толерантность» в контексте воспитания личности

Растущая глобализация экономики и быстрое развитие коммуникаций, интеграция и взаимозависимость, крупномасштабные миграционные процессы и перемещение населения, урбанизация и трансформация социальных моделей определяют актуальность толерантности в современном мире, поскольку каждая его часть характеризуется многообразием, а эскалация нетерпимости и розни потенциально угрожает всем регионам.

От такой угрозы нельзя отмежеваться национальными границами, так как она носит глобальный характер. Толерантность является очень важным вопросом для любого полиэтнического общества, социальная стабильность многонационального государства во многом зависит от образования и воспитания и поэтому педагогика, в том числе и дошкольная, должна стать педагогикой толерантности, поликультурности.

Начало XXI века характеризуется противоречивыми тенденциями, нестабильностью, изменениями мировоззренческих позиций, переориентацией ценностей и приоритетов. Сегодня актуальны не столько проблемы технизации жизни, сколько ее окультуривание, создание общества людей, формирования у него позитивного мышления, духовного равновесия, конструктивного поведения, сознания и ответственности.

В этой связи в системе отечественного образования отразились общемировые тенденции, к которым следует отнести введение в ГОСТы региональных компонентов, воспитание детей в духе правового демократического общества, формирования в них целостной картины мира, развитие культуры межэтнических отношений.

Государства, которые являются членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 16 ноября 1995 года в Париже провозгласили и подписали Декларацию Принципов толерантности. Этот день провозглашен ежегодным Международным днем ​​толерантности.

Сущность толерантности формируется путем признания единства и одновременно многогранности человечества, взаимосвязи всех представителей человеческого общества; уважения прав постороннего человека (в том числе права быть иным), а также воздержание от причинения повреждений другим. Суть толерантности можно толковать как терпимость к другому роду взглядов, убеждений, привычек. Толерантность нужна по отношению к особенностям других народов, наций и религий. Ее можно считать признаком уверенности в себе и осознание правильности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного направления, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

В статьях «Декларации принципов толерантности» предоставлены определения самого понятия толерантности и воспитания толерантности. Толерантность можно определить как уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур мира, форм самоопределения и средств проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

На практике доказано, что воспитание способствует эффективному предупреждению нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить существование этих прав, и с поощрения пытаться защищать права других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать как обязательный императив: в этой связи необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.

Политика и программы образования должны призывать к улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

В социально-психологическом контексте толерантность понимается как склонность или готовность к терпимой реакции на среду, выявление положительного отношения к миру, терпимости к различным мыслям, беспристрастность в оценке людей и событий.

Чаще всего в качестве синонимической к толерантности употребляют термин «терпимость». Терпимость - социально-психологическая черта человека, которая проявляет уважительное и доброжелательное отношение взглядам, убеждениям, верованиям, мыслям, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость следует отличать от терпения как уравновешенности, умение владеть собой, тактичности в общении.

Социокультурное толкование толерантности означает терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной или культурной принадлежности, в том числе терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Понимание толерантности различно в разных культурах.

В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мышления, поведения, политических и религиозных взглядов, в китайском - быть толерантным - значит позволять, допускать, проявлять великодушие по отношению к другим, в арабском «толерантность» - прощение, благосклонность, мягкость, снисходительность, сострадание, терпение; в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.

Толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и разнообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения всего многообразия к предпочтению какой-то одной точке зрения.

Толерантность предполагает умение принимать других людей такими, какие они есть и сосуществовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность можно рассматривать, как важный компонент жизненной позиции зрелой личности. Такая личность имеет свои ценности и интересы и готова при необходимости их защищать, но одновременно с уважением относится к позициям и ценностям других людей.

Философская толерантность признает принцип равенства между людьми вне зависимости от расы, религии, нации: ее задача - установить отношения диалога вместо соотношения сил, ее максима - всегда понимать точку зрения другого.

Толерантность предполагает доброжелательность или «великодушие», одна только она может оживить истинную симпатию (Р. Декарт). В работах В.В. Бойко выделены и описаны уровни толерантности.

Первый уровень ситуативной коммуникативной толерантности проявляется в отношениях данной личности к конкретной личности другого человека, например к коллеге. Низкий уровень толерантности проявляется в высказываниях: «терпеть не могу этого человека», «она меня раздражает своим присутствием». О высоком уровне свидетельствуют высказывания типа: «мне импонирует этот человек», «с ней легко общаться».

Второй уровень типологической коммуникативной толерантности проявляется в отношении человека к обобщенным типам личности или групп людей, например к представителям иной профессии. Низкий уровень типологической толерантности может просматриваться в словах: «меня раздражает такой тип людей», высокий: «Представители этой нации очень красивые люди».

Третий уровень профессиональной толерантности оказывается в отношении обобщенных типов людей, с которыми приходится иметь дело по характеру деятельности.

Так, можно говорить о терпимости врача к больному, у водителей такси или официантов является понятие «хорошего» или «плохого» клиента.

Четвертый уровень общей коммуникативной толерантности - в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

Поль Вайнцвайг в работе «В чем сила личности» называет одной из важных качеств личности - терпимость. По определению терпимость - это открытость в восприятии окружающих, без стремления быть им судьей. По его мнению нетерпимость, особенно религиозная, уходящая корнями в жажду превосходства, является главной причиной зла и насилия в мировой истории. Оценить добродетели той или иной религии можно только после того, как она терпима и важна по отношению в других религиозных учений: чем шире терпимость, тем величественнее религия.

Терпимость требует от человека чего-то большего, чем просто способности смириться со своим окружением, источником терпимости является великодушие, благородство мыслей и чувств, способность подняться над мелочами и даже пренебречь вызванным болью или обидой.

В Древней Греции верили, что их Боги иногда спускались с Олимпа на землю, чтобы пожить среди людей и взяли себе за правило относиться к незнакомцам как к возможно перевоплощенным Богам, встречать их с уважением, добротой, щедростью и великодушием.

В педагогике и психологии толерантность - это привлечение детей и молодежи к искусству жить в согласии с непохожими людьми и идеями. Именно в учебно-воспитательных заведениях детей привлекают к азам толерантности системы определенных ценностей. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни и ведущая роль в этом принадлежит педагогам. Именно педагогам необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессе ознакомления их с культурой народов, проживающих на территории родного края, привлечение к фольклору, народного декоративно - прикладного искусства и родной литературы считает А. Соколов.

Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает ее мировоззренческую позицию, ее понимание добра и зла, справедливости, любви.

В частности, при подготовке будущих дошкольных педагогических работников акцентируют внимание на процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых, на усвоение элементов культуры как своего народа, так и людей, относятся к другим этническим группам. Будущий воспитатель должен знать как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличаются от них. В укреплении культурных традиций, в воспитании у детей ценностей и норм поведения, присущих разным культурам, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений. Организуя воспитательное пространство педагоги предпочитают педагогике поликультурности и толерантности.

Создавая условия для овладения родным языком и культурой своего народа, значительное внимание уделяют формированию таких нравственных ценностей, как уважение к другой культуре и ее носителей, взаимопонимания, терпимость, открытость и дружелюбие.

Гуманистическая парадигма в образовании предполагает использование ребенком в поведении и жизнедеятельности системы духовно-нравственных ценностей, в которую она включена (Л.С. Выготский, И.Д. Бех и другие). Первым делом это относится к формированию у детей открытости к миру. Воспитание навыков поведения в социуме, осознанное отношение к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию социальной информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желания узнавать людей, делать добрые дела.

Для формирования гуманистической позиции необходимо позитивное принятие себя и других людей, оптимистическое мировосприятие.

В широком смысле «социальность» является интегрированной характеристикой, которая фиксирует открытость ребенка социальной окружающей среде, его направленность на гармоничные и конструктивные взаимоотношения с людьми, которые его окружают. Быть социальным в определенной жизненной ситуации означает проявлять готовность и способность контактировать с разными по возрасту, полу, родству, роду деятельности, характерологическим особенностям людьми.

Дошкольника с развитой социальностью можно квалифицировать как социально компетентную личность, которая характеризуется способностью:

- принимать социальные правила и нормы, находить правильные ориентиры для построения своего социального поведения;

- проявлять гибкость в восприятии новых впечатлений и их оценке, приспосабливаться к требованиям социальной группы и одновременно сохранять свое лицо;

- подбирать полезные для своего социального развития роли, вести себя ответственно, соотносить ожидания других с собственными возможностями, принимать других во внимание, считаться с их желаниями и интересами, признавать сильные стороны других людей;

- проявлять терпимость, симпатию, способность сочувствовать;

- налаживать со сверстниками и взрослыми гармоничные взаимоотношения, договариваться с ними, избегать конфликтов или разрешать их мирным путем, воздерживаться от оскорбительных слов и агрессивных действий.

Одним из направлений образовательной работы с детьми дошкольного возраста является развитие личностных качеств, прежде всего - моральных - важнейших характеристик дошкольника. Поскольку личностных качеств достаточно много, введено понятие базовые качества, т.е. основные, главные определяющие. Среди них - человечность (толерантность), критериями человечности являются: умение брать других во внимание, считаться с отличной от собственной точкой зрения, признавать достоинства и преимущества других людей, способность понимать других, становиться на их место, сопереживать, по собственному желанию предоставлять помощь; делать людям добро, не рассчитывая на вознаграждение; адекватно откликаться на горе, неуспех или плохое самочувствие других, соответственно корректировать собственное поведение, уметь прощать; культурно вести себя в споре, проявлять терпимость к сверстнику, сочувствовать ему, защищать, не оставлять в беде.

Усваивая общие и вечные для всех людей и народов ценности, ребенок получает основу для восприятия мира и понимания своего отношения к нему. Такой ребенок с возрастом вырастет терпимым к другим народам и культурам, не повредит людям, природе, животным, будет способствовать делу мира во всем мире.

Сама проблема толерантности требует использования мудрых, красивых слов, выражений, философских суждений. Жизнь показывает, что если не учиться этому, не формировать эти понятия у человека с детства, то его духовное содержание заполнится противоположным по качеству и свойствам материалом.

- Курсовые работы на заказ

Понятие толерантность в контексте воспитания личности
Поиск