Суббота, 27.07.2024, 03:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие тревожности

Тревожность изучается во многих направления психологии. Психоаналитический подход к пониманию страха  и тревоги связан с именем З. Фрейда. В его работах проблема страха и тревожности именно как психологическая проблема была поставлена впервые.
З. Фрейд, изучая тревогу, изменял свои концепции. Одно из первых положений он описывал тревогу, как превращение ребенка во взрослого. В подростковом возрасте начиная уже с 12 лет, происходит гормональная перестройка организма, так называемый «гормональный взрыв». Он считал, что симптом замещает тревогу, однако, в дальнейшем в его теории причина и следствие поменялись местами, и он пришел к выводу, что именно тревога и порождает вытеснение.
Зигмундом Фрейдом отмечены принципы возникновения тревоги. Тревога также является как призыв о помощи при психической травме. ««Я», пережившее пассивно травму, воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением». Немаловажное значение имеют попытки Фрейда отделить страх от тревоги. Вот, что он видел в возникновении этих состояний: «Таким образом указаны были двойственного рода формы возникновения тревожности в дальнейшей жизни: одна непроизвольная, автоматическая, всякий раз оправдываемая с экономической точки зрения, а именно, когда возникает ситуация опасности, подобная опасности при рождении; другая форма, репродуцируемая «Я», когда такая опасность только угрожала и имеющая целью своей стать призывом к избеганию этой опасности. Тревога имеет непосредственное отношение к ожиданию события. Тревогу имеют перед чем-нибудь, как-нибудь значимым событием. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Точное высказывание нашей речи меняет направление тревоги, когда она находит свой объект, и заменяет его в таком случае словом страх». Достаточно привлекательна идея о возникновении тревоги как ожидания опасности. Другими словами, можно сказать, что страх (тревога) выступает с одной стороны, как ожидание травмирующего события, а с другой стороны - как воссоздание травмирующих факторов с целью смягчить их.
Итог работы З. Фрейда заключается в том, что он выделил «виды тревоги:
1. Первичная тревога связана с переживанием отделения от матери;
2. Реалистическая тревога выступает как эмоциональный ответ организма на угрозу из окружающего мира;
3. Невротическая тревога связана с боязнью невозможности контролировать импульсы сексуального или агрессивного характера;
4. Моральная тревога это когда Эго боится нарушить принципы и устои «Супер эго»».
Далее рассмотрим взгляды на тревожность у подростков других психоаналитиков, таких, например, как Отто Ранк, он был последователем З.Фрейда.
Представления О. Ранка связаны с концепцией индивидуацией. «Жизнь человека - это целый комплекс переходов из одной возрастной стадии в другую. Первой из которых является стадия сепарации(отделение) от матери. Тревожность у ребенка появляется уже перед этой стадией, так как это один из важнейших моментов вступление в самостоятельную жизнь, если раньше ребенок с мамой был одно целое, то теперь ему предстоит стать независимым и этого его пугает. В этом возрасте очень важен правильное поведение родителей. Так как от этого зависит как в дальнейшем ребенок будет развиваться, будет ли он принимать самостоятельные решения, станет ли полноценной самодостаточной личностью. Страх перед самостоятельной жизнью, возникает у человека тогда, когда он не отделился вовремя от матери».
Последователи З. Фрейда, такие как К. Роджерс, Э. Эриксон, Ф. Перлз работали над вопросом происхождения тревоги и страха изменив положения Фрейда.
Поведенческий подход представляет страх и тревожность - как очень сходные понятия. Оба они являются эмоциональными реакциями, возникающими на основе условных рефлексов. Благодаря сочетанию рефлексов возможно большое разнообразие инструментальных и активных рефлексов избегания, на основе которых происходит социализация индивидуума.
Если при фиксации постоянных форм поведения появляются психические изменения. Один из главных представителей бихевиоризма Дж. Уотсон сделал вывод о том, что «страх появляется с момента рождения». Для подтверждения этого он рассматривал лишение поддержки, сильные удары (звуки), легкие колебания ребенка во время засыпания или пробуждения как мотив, вызывающие реакции страха у новорожденных. Во время того, как ребенок развивается у него увеличивается количество страха, которые связываются условными реакциями. Закрепить приобретенный страх возможно очень быстро, а добиться его затихания чрезвычайно трудно ввиду его выносливости. Причина этого, по мнению Уотсона, заключается в том, что «обычно первичный раздражитель по разным причинам может быть не опознан, вызвавший приобретенный страх».
Р. Мэй критикует Дж. Уотсона в двух положениях. Она считала, что все споры о «наследственных страхах» между сторонниками теории инстинкта и бихевиоризма были борьбой не давшей никаких результатов.
И все-таки, с какими же страхами рождается младенец? На этот вопрос не удается ответить однозначно. А на вопрос о «врожденном» или «приобретенном», можно всего лишь представить, что, когда способности организма неадекватны, он будет реагировать тревогой или страхом, и сегодня это происходит совершенно так же, как и раньше.
Ученица Дж. Уотсона считает, чтобы избавиться от страха требуется больше времени, чем приобрести его. О.Х. Маурер обозначает «первостепенные поддерживающие эмоции - страх (тревожность) и надежду. Вторичными являются облегчение и фрустрация, которые презентуют собой уменьшение основных эмоций: послабление страха (тревожности), потерю энтузиазма, потерю веры».
Психологи-терапевты бихевиоризма полагали, что человек беспокоится не по поводу объекта фобии, не из-за его особого воздействия, а по причине возникновения связи, которая возникает между ними. Дж. Волпе в своих работах над фобиями отмечает: во-первых, «возникает угрожающее событие, вызывающее тревогу, в это самое время возникает и нейтральный стимул»; во-вторых, этот же самый «стимул через определенную ассоциацию привязывается к тревоге. Вследствие чего личность начнет демонстрировать симптомы тревожности в присутствии только нейтрального стимула».
Из исследований приверженцев «теории научения» можно сделать важные выводы. А. М. Прихожан приходит к такому заключению: «стимулом социально-ситуационной тревоги является не только приобретенная ранее в подобных ситуациях реакция тревожности (опыт индивида), но и значимость ситуации для индивида, обусловленная культурными ценностями».
Фобии чаще бывают выдуманными, воображаемыми. На самом деле опасности может и не быть, но человек все равно боится. Вот что касается невыдуманного страха которые спровоцированы реальной угрозой, то они полезны, так как они защищают человека от нависшей над ним угрозой. Пример можно привести с демофобией, страх многолюдных пространств. Достаточно распространенная фобия. Здесь больше у человека наблюдается не страх перед толпой, а то, что он не сможет совладать собой в этот момент, его охватит ужас и паника.
А. Бек и А. Эллис считали, что «генерализированную тревогу вызывают такие факторы:
-    гипертрофирование ситуаций;
-    расхождение между тем, что «я это могу» и «я это умею»;
-    страх перед тем, что могут осудить, не принять, раскритиковать;
-    убеждение в том, что наладить отношения с другими людьми невозможно, что это обязательно приведет к осуждению и краху».
В гештальт-психологии понятие тревожности описывается как состояние, где человек не проживает настоящий момент, а находится либо в прошлом, либо в будущем, от этого и происходит переживание то за прошлое «почему я не сделал так», либо за будущее «как мне поступить в следующей ситуации, чтобы избежать трагических последствий».  Как только человек не проживает настоящий момент и начинает размышлять о будущем, он начинает ощущать состояние тревоги.
 Ф. Перлз считал, если человек не живет настоящим, он никогда не сможет избавиться от чувства тревоги. Он полагал, что мышление человека уводит его от настоящего момента. Рассуждая и воображая, человек то погружается в прошлое, то в будущее, не проживая настоящий момент и этот уход от реальности, фантазийный мир, где человек моделирует себя, свое поведение и взаимоотношения с окружающими его людьми. Он заметил, что человек себя сравнивает себя с другими, где он ищет в себе черты характера или внешности, которые превосходят качества других людей. И еще одна особенность, которую заметил Перлз, человеку нравится подгонять других людей в некий шаблон своих установок «каким должен быть мир, люди и т.п.» и другой шаблон, который он втискивает самого себя, это «каким я должен быть в этом мире, обществе».
Состояние тревоги может привести к сумасшествию. Порой уровень тревоги достигает критической точки и человеку вот-вот, кажется, что он может сойти с ума. Так как первоначальным страхом человека является страх смерти, то следующим страхом можно считать страх сойти с ума. Возможно, сойти с ума человек боится больше, чем страх смерти. Это лишь потому, что у человека всегда есть надежда, что смерть обойдет его стороной и ему удастся избежать ее, что же касается сумасшествия, то тут как раз очень зыбкая грань, которую можно не прочувствовать, находясь в состоянии страха, ужаса или тревоги. Это происходит из-за того, что сложно принять сложившуюся стрессовую обстановку, не может управлять своими переживаниями, если это продолжается длительное время, а принять ситуацию не удается или изменить отношение к ней, человек начинает думать так, что если потерян контроль над ситуацией и он не может на нее как-то повлиять, то он сойдет с ума. Заметим, что человек в подростковом возрасте очень уязвим и пик суицидов приходится именно в этом возрасте и второй пик после 7-ти лет. Этому виной подростковая депрессия. Это отсутствие радости в жизни, состояние безнадежности и отсутствием смысла жизни. Депрессия возникает на фоне общей тревожности. В подростковом возрасте уровень тревожности повышается из-за того, что происходят изменения во внешности, ребенок уже становится взрослым. Очень важно, в этом возрасте это отношения родителей, так как для подростка отношения в семье являются важным аспектом, так как от взаимоотношений с родителями зависит, как у подростка будут выстраиваться отношения со сверстниками и с учителями. В этом возрасте на первый план подросток выдвигает отношения со сверстниками, а родители у него уже не являются агентами социализации. Но от принятия подростка родителями зависит, как будут принимать его друзья. Поэтому очень важно. Чтобы родители в этом возрасте перестроили свои взаимоотношения с подростком, изменили их на более доверительные и дружелюбные. Также важным аспектом является конгруэнтность самих родителей, так как родитель не должен требовать от ребенка того, что не может и не делает сам. Так как в этом возрасте подросток уже может замечать такие моменты как, например, когда ему родители говорят «нельзя курить и выпивать», а он видит, как они втайне это делают сами, то в таком случае подросток может потерять доверие и авторитет родителей. Также подросток становится очень критичен к своей внешности. Особенно важно здесь со стороны взрослых поддержка и вера в подростка.
Теперь рассмотрим ситуативную тревожность или тревогу и личностную тревожность как черту личности.
Дети и подростки подвержены больше всего  аффекту страха. В связи с этим очень сложно понять, где же страх у подростка патологический, а где просто психологический. Патологические страхи, к ним же относятся и фобии можно определить по признакам:
яркая, сильная вспышка страха на раздражитель, который не является на столько сильным, на сколько сильная реакция на него.
длительный страх, который может привести к общему ослаблению организма, потере тонуса, к упадку сил, потере аппетита, к бессоннице и т.п.)
изолированный образ поведения, избегания контактов со сверстниками и со взрослыми.
Из-за того, что детские страхи влияют на все аспекты жизни ребенка, такие как: поведение, контакт с социумом, сковывают его движения (искажается осанка), то это все сказывается на жизни в целом. Подросток становится менее уверен и успешен.
Уровень тревожности и напряженности характеризует личность подростка - у него отмечается нестабильность настроения эмоционально неадекватные реакции, страх. Как известно норадреналин понижает жизненный тонус, приводит к пассивности оборонительным реакциям и вызывает стремление к безопасности. С одной стороны, стремление к безопасности вырабатывает несущественные способности и адаптацию. Человек становится более осторожным в сложных, опасных для существования ситуациях. С другой стороны - необоснованная тревога и страх мешает и приводят к нестабильности и личность дезорганизуется и неспособна контролировать себя. По данным Р. Геррига и Ф. Зимбардо почти четвертая часть взрослых в своей жизни испытывает тревожные состояния. Значит при страхе происходят изменения в поведении и деятельности.

- Курсовые работы на заказ

Понятие тревожности
Поиск