Суббота, 27.07.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие звукопроизношения

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. Одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи является формирование правильного произношения звуков.

Многие ученые уделяли вопросу формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста большое внимание (Акименко В.М., Александровская М.А., Бельтюков В.И., Волкова, Г.А., Гонеев, А.Д., Кирьянова, Р.А., Максаков А.И., Нищева Н.В., Филичева, Т. Б., Фомичева М.Ф., Шашкина, Г.Р. и др.).

Звукопроизношение, по мнению А.И.Максакова, это - способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками, усвоение которых происходит постепенно.

Воспитание речи у детей - дошкольников, по утверждению Т.Б. Филичевой, является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем.

По мнению Л.М. Смирновой, научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия для дальнейшего полноценного развития.

Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными. В логопедической литературе они описываются под общим названием «нарушения звукопроизношения». Строго говоря, это название не совсем точно отражает природу некоторых из них, но поскольку оно наиболее употребимо в русскоязычной литературе мы в дальнейшем будет пользоваться им же.

История изучения нарушений звукопроизношения насчитывает более полутора столетий. До середины XIX столетия все подобные состояния именовались «косноязычием», а с 80-х годов того же столетия - дислалиями. С тех пор термин «дислалия» приобрел очень широкое хождение в логопедической литературе, но трактуется разными авторами весьма различным образом. D. Roberts проанализировал разнообразные значения, которые к моменту написания данной работы приписывались этому понятию: «фонетические дефекты», «задержка развития речи (delayed speech), «функциональные нарушения артикуляции», фонетические дефекты, связанные со структурными аномалиями артикуляторных органов, нарушениями слуха, функциональные и органические дефекты артикуляции и др. Morley M., Becker K.-P., Sovak M. относят к дислалиям легкие, избирательные нарушения артикуляции отдельных звуков.

В 1879 A. Kussmaul описал особый род нарушений звукопроизношения у детей и их назвал «дизартрией». Довольно долго разграничение дислалий и дизартрий производилось по двум признакам: тяжести и наличию или отсутствию нарушений иннервации артикуляционного аппарата. Даже в настоящее время клиническая характеристика дизартрий остается достаточно размытой: «..невнятная, смазанная, малоразборчивая речь, обусловленная стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга.». В руководстве M.Morley детская дизартрия (developmental dysartria) определяется как «нарушение речи, обусловленное затруднениями в совершении движений, необходимых для артикуляции, фонации или дыхания, нарушении контроля над этими движениями, аномалиями мышечного тонуса в соответствующих группах мышц».

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Таблица 1.1

Норма усвоения звуков (по годам)

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й


С З Ц


Ш Ж
Ч Щ


Л 
Р

Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый - фонематический - слух.

Когда недостатки произношения проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическим и артикуляционным признакам) и сопровождаются недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений), это означает, что речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи. Встречающиеся при этом недостатки произношения есть лишь одно из проявлений такого состояния патологии речи, которое и принято обозначать как фонетико-фонематическое недоразвитие.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи встречается у 10 - 20 % детей подготовительных групп. Дети с ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями:

  • замена сложных по артикуляции звуков более простыми, например: звук [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в];
  • нестойкое употребление звуков в речи;
  • искаженное произношение одного или нескольких звуков;
  • не дифференцированное произнесение пар или групп звуков.

Помимо нарушения звукопроизношения у детей с ФФНР недоразвита фонематическая система языка, прежде всего фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи (Мама солит огурцы в почке).

У данной группы детей своевременно не формируются простые и сложные формы фонематического анализа, не сформирован фонематический синтез, и нарушены фонематические представления.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак - лак).

В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда и родителей будет зависеть успешное обучение ребенка в школе.

Современное определение дислалии выглядит следующим образом: « - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата». Похожее определение дислалии дается и зарубежными авторами.

Достаточно давно для многих логопатологов стало очевидным, что существует весьма многочисленная группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи симптоматика и природа нарушения, которых не соответствует ни одному из вышеприведенных определений. У этих детей наблюдаются избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При этом нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения, как при дизартрии у детей с детскими церебральными параличами, нет нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. Для подобных нарушений в англоязычной литературе было введено понятие «речевая или артикуляционная апраксия (точнее диспраксия) развития» (Developmental apraxia of speech». В отечественной логопедической литературе такие случаи называют обычно «стертой дизартрией» или «корковой дизартрией».

- Курсовые работы на заказ

Понятие звукопроизношения
Поиск