Пятница, 25.05.2018, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Портрет и его основные характеристики

Портрет (от лат. persona - «личность; особа, фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту») - описание или изображение какого-либо человека или группы людей, существовавших и существующих в реальной действительности, в том числе художественными средствами (полиграфии, фотографии, скульптуры, гравюры, графики, живописи), а так же в криминалистике и литературе (словесный портрет) [Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, 1987].

Портрет, в изобразительном искусстве, это полностью самостоятельный жанр, цель которого состоит в отображении визуальной характеристике модели. «Изображается на портрете внешний облик (и внутренний мир через него) реального, конкретного, существующего в настоящем и существовавшего в прошлом человека. Портрет - это повторение в красках, линиях, пластичных линиях живого лица, и при этом одновременно идейно-художественная его интерпретация [Гращенков, 1996, с. 57].

Влияют на развитие портретного жанра две тенденции: прогресс изобразительных технических навыков и развитие, что более важно, представлений о значимости личности человека. Достигает портрет наибольших вершин в период веры во все возможности человека, его преобразующей и действенной силы, его разума. В современной своей функции портрет - это порождение европейской культуры нового времени с представлением ее о ценностях индивидуального в человеке о том, что не противостоит идеальное индивидуальному, а реализуется в нем и через него [Лотман, 2002, с. 349-375].

Возможно, именно благодаря этому жанр в XX веке находится в упадке: «как процветать может он, когда полны мы стольких сомнений в себе? [Norbert Lynton, 2001, р. 7]. Периодом расцвета портрета является портрет эпохи Возрождения, римский скульптурный портрет, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Портреты художниками создаются по заказу - для организаций и частных людей, или вдохновленные привязанностью к модели или собственным интересом. Так же являться портреты могут важными семейными или государственными знаками, создаются которые для запечатления памяти изображенного. Наследие художника часто включает очень большое количество портретов его членов семьи, но это происходит не только по причине привязанности, но и потому, что родственники являются наиболее удобными натурщиками.

Изображение внешности персонажа - это единственное средство в изобразительном искусстве для построения человеческого художественного образа.

Вполне удовлетворительным портрет можно считать тогда, когда он в точности воспроизводит оригинал, с различными чертами его индивидуального внутреннего характера и внешности, со свойственным ему экспрессивным выражением и в наиболее привычной ему позе. В круг задач искусства входит удовлетворенность этим требованиям и приводить может к высокохудожественным результатам, если исполняется одаренным художником, способным вложить свой личный вкус в воспроизведение действительности, а так же мастерство и талант.

Сформировать определение портрета можно следующим образом - это понимание индивидуальной личности сквозь призму господствующего мировоззрения этой эпохи [Гращенков, 1996, с. 58].

Очень подвижны границы жанра портрета, и часто именно портрет сочетаться может в одном произведении с различными элементами из других жанров.

Виды портрета:

1. Исторический портрет изображает различных деятелей прошлого и создаваемого по воображению и воспоминаниям мастера на основании вспомогательных (документальных, литературно-художественных и т. д.) материалов. В сочетании портрета с историческим или бытовым жанром модель вступает часто во взаимосвязь в каким-либо вымышленным персонажем («Г. К. Жуков», Васильев К.)

2. Портрет-картина - представляется модель в сюжетной и смысловой взаимосвязи и окружающим его миром вещей, архитектурными мотивами, природой, другими людьми (в последнем случае - групповой портрет-картина) («Всадница», Брюллов К., 1832г.).

3. Портрет посмертный (ретроспективный) - делается портрет после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям («Дама в голубом», Сомов К.).

4. Костюмированный портрет - представлен человек в виде литературного, театрального, исторического, мифологического, аллегорического персонажа. (Наименование часто содержит слова «в образе», «в виде», например, «Екатерина II в виде Минервы»).

Различаются так же:

- Мифологический;

- Аллегорический;

- Исторический.

5. Портрет-тип - структурно близкий портрету собирательный образ.

6. Автопортрет. Среди портретов принято выделять:

- Парадный или репрезентативный портрет предполагает, как правило, показ человека в полный его рост (сидящим, стоящим, на коне). Фигура в парадном портрете дается обычно на пейзажном или архитектурном фоне. («Наполеон на троне», Энгр, 1804. Изображен тронный парадный портрет Бонапарта в виде императора с сопутствующими всеми атрибутами). Среди данного вида портретов в зависимости от используемых атрибутов можно выделить:

- Коронационный (реже тронный);

- Военный (в образе полководца);

- Конный («Карл V в сражении при Мюльберге», Тициан, 1548. Конный парадный портрет императора в доспехах полководца на фоне пейзажа, где изображается битва, в которой победил он).

- Охотничий портрет в некоторой степени примыкает к парадному, но так же может быть и камерным.

- Камерный портрет - используется погрудное, поплечное, поясное изображение. Дается фигура на нейтральном фоне («Карл V в юности», Кристоф Амбергер, до 1532 г. Портрет является практически камерным, изображен на портрете монах почти как простой горожанин).

- Интимный портрет - является определенной разновидностью камерного портрета с нейтральным фоном. Показываются близкие отношения между художником и портретируемым.

В классификации иногда используется сословный принцип: «купеческий», шутовской «портрет», портрет «духовного лица», «крестьянский» портрет и др.

По формату:

- во весь рост («Портрет герцогини Альба», Гойя, 1797);

- поколенные («Портрет Тиллы Дюрье», Ренуар, 1918);

- по бедра («Портрет М.И. Лопухиной», Боровиковский, 1797;

- поясные («Алина Шариго», Ренуар, 1885);

- погрудные («Лаура», Джорджоне, 1506);

- головные (когда изображена по плечи только голова) («Портрет венецианки», Дюрер, ок. 1506).

По повороту головы:

- в профиль («Портрет Лионелло д'Эсте», Пизанелло, 1441);

- так называемые фр. en profil perdu (утерянный буквально профиль), то есть изображающие с затылка лицо, так что видна только определенная часть профиля («Автопортрет», Филонов);

- в три четверти (фр. en trois quarts) («Портрет графа Орлова», Рокотов, 1762/65);

- в пол-оборота («Картезианец», Петрус Кристус, 1446);

- в четверть поворота направо или налево («Портрет Джулиано Медичи Ботичелли», ок. 1478);

- в анфас (фр. en face, «с лица») («Автопортрет», Дюрер, 1500).

Итак делаем вывод, что портрет - это определенное понимание личности через призму мировоззрения определенной эпохи. У портретной живопись есть и свои функции. В рамках портрета могут гармонично сочетаться элементы и других жанров.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика