Понедельник, 28.05.2018, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Повышение эффективности функционирования экономики региона за счет привлечения иностранных инвестиций

В последние десятилетия в мировой хозяйственной практике происходит активная унификация принципов и методов регулирования иностранных инвестиций. Изучение зарубежной практики стимулирования и регулирования иностранных инвестиций позволяет использовать зарубежный опыт в российской действительности, так как инструменты регулирования общеупотребимы.

Изменения в национальном законодательстве с целью стимулирования иностранных инвестиций предполагают:

  • обеспечение более льготного режима осуществления иностранных инвестиций;
  • расширение поощрительных мер;
  • либерализацию регулирования прав собственников капитала (инвестирование, распоряжение результатами инвестирования, вывоз капитала);
  • облегчение отраслевого регулирования;
  • упрощение разрешительных мер;
  • ослабление различных форм контроля.

На данном этапе иностранные предприниматели в России могут воспользоваться рядом установленных инвестиционных льгот наравне с отечественными предпринимателями, такими как:

  • освобождение от налогообложения средств, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • освобождение предприятий милого бизнеса от уплаты налога на прибыль, срок действия которых не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона № 110-ФЗ от 6 августа 2001 года
  • возможность получения инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет (в соответствии со ст. 66 первой части Налогового кодекса РФ)
  • освобождение от НДС импортного технологического оборудования, комплектующих и запасных частей в нему, включаемых в состав уставных фондов предприятий (в соответствии со ст. 150 второй части Налогового кодекса РФ.

Как видно, число налоговых льгот, предоставляемых инвесторам в нашей стране, сравнительно невелико, особенно на фоне основных российских конкурентов в борьбе за привлечение иностранного капитала. Например, в Китае для иностранных инвесторов созданы более льготные налоговые условия. Инвесторы освобождаются от налога на прибыль сроком на пять лет, в а последующие пять лет ставка налога составляет 15% (при базовой ставке 33%). Особые льготные условия установлены для приоритетных групп предприятий с иностранным . участием - экспортных предприятий и предприятий высокого технологического уровня. На Тайване иностранным инвесторам предоставляется либо пятилетнее освобождение от налога на прибыль, либо право на ускоренную амортизацию основных фондов. В Сингапуре инвесторам предоставлено полное освобождение от налога на прибыль, которое в различных отраслях составляет от 5 до 10 лет с момента начала производства.

Следует выделить такой метод привлечения иностранных инвестиций как Концессионные договора и Соглашения о разделе продукции (СРП).

Концессионные соглашения относятся к категории государственных контрактов, то есть соглашений, в которых одной из сторон выступает государство.

Интересы государства заключаются в том, что:

  • концессии устанавливают жесткие долгосрочные юридически оформленные отношения между государством и концессионером;
  • концессионные договоры позволяют привлекать частный иностранный капитал без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами;
  • концессии снимают финансовую нагрузку с государства, которое перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор;
  • государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей.

Как показывает опыт многих стран, привлечение к финансированию и управлению объектами государственной собственности частного капитала на концессионной основе является одним из эффективных путей успешного функционирования государственного сектора экономики.

В последние несколько лет правительство России проводит активную политику улучшения инвестиционного климата. С целью повысить привлекательность страны для иностранных инвесторов был проведен ряд структурных реформ. Осуществлена административная реформа, сокращено количество видов деятельности, требующих лицензирования, проведена реформа технических норм регулирования бизнеса, проведен ряд законов, смягчающих налоговое бремя на предприятиях. Также проведена реформа инфраструктуры и системы посредников в финансовой деятельности, направленная на стимулирование инвестиционных потоков в экономику. Разрабатывается расширенное законодательство о свободных экономических зонах.

Однако, несмотря на проведение реформ, способствующих улучшению инвестиционного климата, все еще остаются серьезные ограничения для прямого инвестирования. К таким ограничениям относятся ограничения Земельного кодекса, отсутствие четких правил о структуре собственности и контроля в компаниях (в отношении слияний и поглощений), изъяны законодательной и судебной системы, слабость финансового сектора, существенные ограничения в стратегических отраслях. Важными критериями инвестиционной привлекательности являются затраты на оплату труда, уровень налогообложения и гибкость трудового законодательства. Показатели по трем этим важным критериям в России остаются невысокими. Иностранные эксперты отмечают также высокую степень коррумпированности чиновников, административные барьеры, повышенную инфляцию, некачественную инфраструктуру. Также немаловажным фактором является транспортная инфраструктура и состояние логистики.

Созданию стабильного, неэффективного законодательно-правого регулирования инвестиционной деятельности в нашей стране призвано способствовать формирование четкой системы законодательных актов и механизмов правовой защиты иностранных инвесторов, развитие системы гарантий и страхования иностранных инвестиций, обеспечение прозрачности правовых процедур. В задачи новой инвестиционной политики, которая является залогом долгосрочного сотрудничества с иностранными инвесторами, должно входить:

  • совершенствование инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом;
  • выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства;
  • определение приоритетных региональных направлений вложения иностранных инвестиций;
  • обеспечение конкурентоспособности российской продукции;
  • поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса и др.

Самой важной проблемой для притока инвестиций, актуальной абсолютно для всех стран, является вопрос конкуренции. Что касается непосредственно России, то ей приходится конкурировать с рядом стран, чтобы выиграть борьбу за получение роли потенциального инвестора. Основные инвестиционные конкуренты России - это Индия и Китай. Из этих двух стран наиболее сильным конкурентом России на сегодняшний день является Китай, который превосходит Россию и по количеству, и по качеству инвестиций, вложенных инвесторами разных стран в экономику страны.

Так, согласно исследованию компании "Эрнст энд Янг" на вопрос о том, в какую страну респонденты могли бы полностью или частично перевести деятельность своей фирмы, 29% из 500 опрошенных назвали Китай, еще 29% - страны Западной Европы, и лишь 17% - страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию). Данные цифры явно показывают, что для международных корпораций Россия наиболее интересна для инвестиций в определенную, довольно малую по сравнению со всеми инвестиционными возможностями, часть бизнеса. Размещение же значительной доли инвестиций пока еще остается под большим вопросом.

Сегодня большинство стран стремится привлечь иностранный капитал, всячески поощряя и стимулируя приток ПИИ. Стимулирование притока ПИИ осуществляется с помощью экономических, и финансовых льгот, а также с помощью нефинансовых методов, целью которых является создание благоприятных условий для эффективного функционирования иностранных инвестиций. На сегодняшний день Россия на мировом рынке прямых инвестиций представлена как страна-экспортер капитала, направляющегося в добывающую промышленность, торговлю, сектор услуг. Прямые вложения в Россию готовы проводить крупные ТНК, желающие получить доступ к российским ресурсам и внутреннему рынку, средние и мелкие иностранные компании, реализующие в России проекты, отличающиеся высокой прибыльностью и быстрой окупаемостью (в первую очередь в торговле и сфере услуг), а также компании, вкладывающие в Россию капитал, ранее вывезенный и легализованный за рубежом, в частности в офшорных центрах. Для последних риски вложения инвестиций невысоки, так как эта категория инвесторов знакома с местной спецификой и обладает деловыми контактами в России. Доля ПИИ в общем объеме привлекаемого иностранного капитала остается крайне невысокой по сравнению с «прочими», что говорит о невысокой заинтересованности иностранных инвесторов вкладывать в производственный сектор.

Что касается влияния ПИИ на трансформацию национального хозяйства и на его структуру, то в настоящий момент иностранный капитал не оказывает почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, а способствует росту лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Таким образом, приток иностранных' инвестиций в Россию в период кризиса сократился, что соответствует мировой тенденции. Как показывают данные рейтинговых агентств, инвестиционный климат в России в последние годы улучшился, поэтому в ближайшее время следует ожидать приток новых инвестиций. Но несмотря на прогнозы рейтинговых агентств Правительству и бизнесу необходимо решать большое количество вопросов независимо от особенностей политики по привлечению зарубежных инвесторов.

Принимая во внимание сказанное выше, необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на инвестиционный потенциал региона и его составляющие. В целом инвестиционный потенциал характеризуют такие важнейшие показатели, как:

  • объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб.;
  • индекс физического объема промышленного производства, %;
  • ВРП на душу населения;
  • доля занятых на малых предприятиях в общей численности экономически активного населения, %;
  • удельный вес убыточных предприятий, %;
  • объем розничного товарооборота на душу населения (с учетом покупательной способности населения) тыс. руб.;
  • экспорт продукции на душу населения, долл. США;
  • обеспеченность региона автодорогами с твердым покрытием, км на душу населения;
  • денежные доходы на душу населения, рублей;
  • объем платных услуг на душу населения, тыс. руб.;
  • обеспеченность населения жильем (кв.м. общей площади на 1 жителя);
  • соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и прожиточного минимума, %;
  • численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, %;
  • уровень безработицы в % от экономически активного населения.

Кроме перечисленных, могут приниматься в расчет следующие показатели:

  • обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями (штук/тыс.чел.);
  • обеспеченность населения телефонными аппаратами сети общего пользования в расчете на 100 семей постоянного городского населения, штук;

выпуск специалистов высшими учебными заведениями на 1000 человек;

  • количество выпускников средней школы, поступивших в высшие учебные заведения %;
  • количество специалистов с высшим образованием, занятых в основном производстве %;
  • ожидаемая продолжительность жизни, лет;
  • смертность, человек на 1 000 населения;
  • число заболеваний, зарегистрированных у больных с впервые установленным диагнозом, чел. на 1000 населения.

Важнейшей из составляющих инвестиционного потенциала выступает общеэкономический потенциал региона.

Экономический потенциал субъектов Российской Федерации крайне отличается как по общей величине, так и по структуре. В его составе исключительно высокая доля приходится на природные ресурсы: земельные, водные, лесные, минеральные. Тем не менее, ресурсный потенциал, во-первых, распределен крайне неравномерно, а во-вторых, находится в различной степени освоения и вовлечения в хозяйственный оборот.

Среди показателей, отражающих уровень социально-экономического развития страны или региона, особо можно выделить индекс развития человеческого потенциала, который можно считать комплексной характеристикой состояния экономики и социальных условий, сложившихся в регионе для жизни людей.

Методика разработана органами ООН для оценки оптимальности развития общества. Он отражает уровень достижения данного региона или страны в области развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данном регионе близки к неким общепринятым критериям благополучия отдельного человека и всей нации в целом.

Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей, которые характеризуют:

  • физическое состояние людей, их долголетие (средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении);
  • материальное благополучие, т.е. реальные доходы на душу населения;
  • духовное и интеллектуальное развитие людей (уровень образования). Величина индекса развития человеческого потенциала может изменяться от 0 до 1, чем ближе к единице, тем выше уровень развития человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данному региону для достижения желаемых ориентиров. Россия по индексу человеческого развития находится на 71 месте (табл. 8).

Таблица 7

Страны с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), 2011 г.                                                               

Место

Страна

Индекс

1

2

3

13

Соединенные Штаты Америки

▲ 0,956

9

Швейцария

▲ 0,960

16

Дания

▲ 0,955

7

Швеция

А 0,963

23

Сингапур

▲ 0,944

12

Финляндия

▲ 0,959

22

Германия

▲ 0,947

6

Нидерланды

А 0,964

10

Япония

А 0,960

4

Канада

А 0,966

71

Россия

А 0,817

▲ Повышение Индекса по сравнению с предыдущим периодом

Рассмотрим изменение индекса развития человеческого потенциала для России в динамике.

Таблица 8

Динамика рейтинга России по ИРЧП

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Индекс

0,75

0,71

0,71

0,68

0,69

0,667

0,667

продолжительности

 

 

 

 

 

 

 

жизни

 

 

 

 

 

 

 

Индекс уровня

0,86

0,89

0,92

0,92

0,95

0,956

0,956

образования

 

 

 

 

 

 

 

Индекс уровня

0,96

0,95

0,78

0,78

0,74

0,782

0,782

дохода

 

 

 

 

 

 

 

ИРЧП

0,858

0,849

0,804

0,792

0,795

0,802

0,817

Рейтинг в списке

64

72

57

67

57

67

71

ПРООН

 

 

 

 

 

 

 

По основным показателям характеризующим данный показатель наблюдается стабильное снижение за последние 15 лет. Россия за этот период времени спустилась с 64 места на 71 .

Социальная политика предшествующих десятилетий привела к выравниванию региональных различий в России в области образования, поэтому индекс по регионам изменяется в достаточно узких пределах - от 0,53 до 0,71.

Индекс доходов варьирует по регионам значительно сильнее, чем предыдущие индексы (образования и долголетия). Это связано с резко возросшим за годы кризиса экономическим неравенством регионов и, как следствие, усиливающейся территориальной дифференциацией доходов населения. Наибольший индекс доходов характерен для наиболее сильных экономических и экспортно-ориентированных территорий.

Второй важнейшей составляющей региональной инвестиционной политики, направленной на обеспечение роста инвестиционного потенциала региона, следует выделить "блок" мер по модернизации региональной экономики. Это, в свою очередь, предполагает определение форм и механизмов реализации промышленной^ политики и стимулирования инвестиционных процессов в этой сфере.

В рамках создания общих условий, реализации косвенных мер поддержки инвестиционной деятельности в контексте повышения инвестиционного потенциала региона выделяются следующие основные: -формирование полноценной нормативно-правовой базы; -повышение эффективности управления государственной собственностью; -развитие рынков земли и других объектов недвижимости; -совершенствование градостроительного регулирования; -создание конкурентной среды; -развитие малого предпринимательства; -совершенствование тарифной политики; -развитие инфраструктуры:

  • энергетической
  • дорожной
  • транспортной
  • финансовой
  • ЖКХ
  • проведение налоговой политики.

Необходимыми решениями в рамках реализации перечисленных вопросов служат соответствующие законодательные и нормативные акты региональных органов государственной власти, которые предусматривают:

  • введение и действие инвестиционных льгот по налогу на прибыль и на имущество;
  • установление льготных ставок выкупа земель под производственные предприятия;
  • создание системы тарифного регулирования, обеспечивающей прозрачность и минимальные темпы роста тарифов;
  • создание конкурентной среды на отраслевых рынках; электроснабжения;
  • принятие и реализация законодательства о приватизации, утверждение концепции управления государственной собственностью на территории региона;
  • заключение и реализация соглашений о сотрудничестве со всеми субъектами монопольной деятельности;
  • принятие конкретных решений и обеспечение финансирования по конкретным крупнейшим объектам финансирования с целью активизации частных инвестиций.

Основные направления инвестиционной политики региона должны в обязательном порядке предусматривать необходимость проведения структурных реформ экономики.

И основная задача в этой части - увеличение доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства, увеличение глубины переработки продукта, создание новой добавленной стоимости, товаров, имеющих конечную потребительскую стоимость.

На основании всего вышеизложенного, можно уже смело определиться с основным кругом приоритетов региональной инвестиционной политики, в которой выделим основные сферы и направления хозяйственной деятельности, в которую входит индустрия туризма, разработка местных ресурсов, топливно-энергетический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания, а также легкая и текстильная промышленность.

Подводя итог сказанному, можно прийти к заключению, что приоритеты инвестиционной политики региона являются производными от общеэкономических приоритетов.

Региональная инвестиционная политика ориентирована на максимальное использование местных сырьевых ресурсов и возможностей, а

также природных и исторических условий. Кроме того, - это использование и ранее накопленного промышленного потенциала, и сложившейся специализации предприятий.

Основными направлениями региональной инвестиционной политики для администрации любого российского региона являются:

  • совершенствование региональной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;
  • разработка льготного налогообложения для предпринимателей и инвесторов;
  • развитие рыночной и инвестиционной инфраструктуры;
  • оказание господдержки инвесторам на территории области;
  • развитие информационного обеспечения инвесторов.

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона является приоритетным направлением деятельности его администрации и направлено на улучшение структуризации экономики, селективную поддержку предприятий, расположенных на его территории.

Также следует отметить важную роль информационно-пропагандисткой деятельности в предоставлении инвестиционных возможностей региона.

Таким образом, согласно ориентации инвестиционной политики на максимально возможное использование имеющегося регионального потенциала, в основу приоритетов региональной политики должны быть положены сложившиеся, а также наиболее перспективные в данном регионе отрасли промышленности. При этом следует обращать особое внимание на то, чтобы в перечень приоритетных, имеющих наибольшее перспективное значение для всей промышленности региона по возможности включались машиностроение, а также электротехническая и радиоэлектронная отрасли.

Согласно федеральному закону, в регионах возможно формирование «бюджет развития», призванного оказывать непосредственную финансовую поддержку из регионального бюджета быстро окупаемым инвестиционным проектам и предоставлять гарантии для финансирования таких проектов коммерческими банками и финансовыми организациями.

Поддержка предприятий с помощью Бюджета развития осуществляется в двух формах:

  • предоставления государственных льготных инвестиционных кредитов и обеспечения гарантий инвесторам при получении кредитов коммерческих банков при реализации инвестиционных проектов;
  • прямого инвестирования в инвестиционные проекты (с обязательным закреплением в собственности региона соответствующей части акций акционерного общества).

Данная поддержка предоставляется на конкурсной основе, критериями являются:

  • отношение предприятия к отрасли, выбранной в качестве приоритетной;
  • экономическая эффективность;
  • конкурентоспособность продукции;
  • быстрота окупаемость;
  • гарантии возврата

При предоставлении кредитов и гарантий из Бюджета развития необходимо проведение тщательного независимого аудита данного предприятия.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика