Вторник, 12.12.2017, 18:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Практические действия с предметами и их изображениями (развитие речи)

Изображение является особым заместителем предмета, его моделью (объемной, графической). Чтобы у ребенка возникло понимание замещающей функции рисунка или лепной поделки, необходимо, чтобы он прежде всего понимал функциональное назначение самого предмета. Но именно функциональная сторона реальных объектов очень долго для ребенка с интеллектуальной недостаточностью остается непознанной. Связано это с чрезвычайно ограниченным опытом предметных и игровых действий, с трудностями усвоения социального опыта. Действия с предметами у них чаще всего носят манипулятивный характер, без учета функциональных особенностей конкретных предметов.
Поэтому на всех занятиях педагог, прежде чем предложить детям изображать и даже рассматривать предметы, уделяет специальное время их обыгрыванию. На начальных этапах он учит каждого ребенка адекватно действовать с игрушкой или другим изображаемым предметом, применяя совместные действия или используя подражание, а на более поздних этапах предлагает поиграть с игрушкой самим. Но хороший педагог не ограничивается только обыгрыванием в начале занятия - он непременно предложит детям точно так же действовать с изображением (лепной поделкой -или конструкцией, если это подготовительный период, когда занятия строятся комплексно, без разделения по видам изобразительной деятельности). Только на основании адекватных действий с объемными изображениями он делает вывод о том, что эти изображения для ребенка приобрели функцию подлинного заместителя предмета.


Тема. Осенний пейзаж
Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально-моторно-кинестетической интеграции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом - ёжик - замок», «Гусь - курица - петух», «Зайчик - колечко - цепочка», «Ножницы - собака - лошадка».
2. Разминка. Упражнения «Костёр», «Графический диктант».
3.Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Осенний лес». Игра малой подвижности «Палочки».
4. Упражнение на релаксацию «Радуга».
 Используемый материал позволяет обеспечить развитие различных видов деятельности, подталкивает детей к действию и познанию при обсуждении их творения вместе со взрослыми:
 1. Расскажи мне о своём рисунке.
 2. Что тебе нравится в нём больше всего?
 3. Сколько цветов ты использовал?
 4. Чем нравится тебе твоя работа?
 5. Как выглядит жёлтый цвет рядом с лиловым?
 6. Как удалось нарисовать такую большую картину?
 7. Какие цвета ты использовал?
 Принцип последовательности положен в основу каждой учебной задачи и в основу изобразительного процесса: от простого к сложному - от схематизации к обобщению. Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать часто знакомые вещи, находить в них главное, с привычкой к постоянному контролю за своими действиями. Оно способствует глубокому, сознательному и активному отношению к делу.
Действия с плоскостными изображениями несколько иные. Рисунки и аппликации нельзя обыгрывать в буквальном смысле. В подготовительный период практикуется подкладывание изображения к предмету (ребенок должен найти предмет среди других и подложить к нему соответствующий рисунок или аппликацию). Сначала выбор осуществляется из ряда, включающего предметы с разным функциональным назначением. Ориентировка при этом делается именно на этот функциональный признак. А затем в ряд включаются однородные предметы, имеющие только один различительный признак (например, одинаковые по строению и величине, но разные по цвету пирамидки, башенки, кубики, цветы и пр., разные детали из строительного набора примерно одного размера и цвета, но разные по форме). Педагог изображает предметы, а дети узнают, называют их и подкладывают рисунки или аппликации к соответствующему предмету, ориентируясь на различительный признак. Педагог заботится о том, чтобы дети научились видеть, самостоятельно вычленять различительный признак. Он не подсказывает, не думает за них, а старается, чтобы они научились думать сами.
Совместные действия взрослого и ребенка применяются в основном на начальном этапе обучения, а также в тех случаях, когда детей знакомят с новым изобразительным движением, с передачей новой формы и пр. Применяются они и в случае невозможности выполнения ребенком необходимого действия по подражанию взрослому. В начале обучения, когда дети еще очень плохо действуют по подражанию, к совместным действиям прибегают довольно часто, например при обыгрывании предметов и объемных изображений. Взрослый берет руки ребенка в свои и начинает действовать его руками (подобно тому, как многих в детстве учат писать). Так обыгрываются предметы и изображения, осваиваются новые изобразительные приемы, организуются движения детской руки при прослеживании линий, при зрительно-двигательном обследовании предметов перед изображением и т. д. Важно при этом быть терпеливым и доброжелательным к ребенку. Только такой подход обеспечит возникновение у него положительного отношения к изобразительной деятельности, к занятиям, к выполнению заданий.


Тема. От домика к домику
Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик - колечко - цепочка», «Ножницы - собака - лошадка», «Зайчик - коза - вилка», «Флажок - рыбка - лодочка».
2. Разминка. Упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».
3. Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой подвижности «Рисуем вместе».
4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

- Курсовые работы на заказ

Практические действия с предметами и их изображениями (развитие речи)
Поиск

Яндекс.Метрика