Четверг, 28.03.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Практические основы консультирования родителей, которые имеют детей с нарушениями речи

Главной задачей консультирования родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями считается оказание консультантом психологической помощи родителям в процессе специально-организованной беседы, направленной на понимание родителями сущности и способов решения проблемы.

Сущность консультирования родителей, которые имеют детей с речевыми проблемами, определяется рядом факторов: [1]

◦ самостоятельность действий родителей по решению собственной проблемы после консультации в согласовании с рекомендациями, которые дал консультант;

◦ заинтересованность и активность родителей в процессе консультирования;

◦ практическая завершенность каждой встречи родителей с психологом – консультантом;

◦ эпизодичность контактов родителей с психологом – консультантом;

◦ кратковременность личных контактов родителей с психологом – консультантом (1 – 3).

В зависимости от глубины и сложности проблемы, с которой родители обратились за помощью к психологу – консультанту, можно выделить несколько видов психологического консультирования:

◦ семейное консультирование (консультант консультирует обоих родителей);

◦ индивидуальное консультирование (консультант консультирует одного из членов семьи).

Исходя их числа родителей либо семей, которые присутствуют на консультировании, можно выделить следующие виды психологического консультирования:

◦ групповое консультирование (несколько семей);

◦ индивидуальное консультирование.

Консультирование не обязательно должно происходить при личной встрече родителей и психолога. Можно выделить также следующие виды психологического консультирования:

◦ переписка;

◦ консультирование по телефону.

Психологическое консультирование можно разделить условно на 5 фаз:

1. Установка контакта с родителями.

Психолог обязан определить границы взаимодействия с родителями, что осуществляется в процессе первичной консультативной беседы. В данной фазе устанавливается дистанция и составляющие общения. Психолог еще до начала беседы наблюдает за семьей, контактами ребенка и родителей. Психолог определяет тип поведения родителей и детей в коммуникации, отмечает особенности реакций родителей и детей в диаде, характер невербальных и вербальных контактов, способы регулирования и оценки поведения ребенка, характер нарушения речи.

В первичной беседе выявляется характер отношения родителей и социальному педагогу (игровое, рентное, деловое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей.

Опытный психолог при консультировании уже при 1 встрече получает информацию об этапах и истории развития ребенка, типе семейного воспитания, воспитательном потенциале семьи, о том, какие в семье установлены педагогические установки. Данная фаза помогает родителям оценить возможности психолога, сориентироваться в тех процедурах, которые будут совершаться. Консультант определяется, будет ли их сотрудничество кратковременным или продолжительным.

2. Определение и диагностика проблемы.

В данной фазе консультант переходит к определению проблемы у семьи. В ходе проведения данной фазы психолог получает согласие родителей, в понимании имеющееся проблемы. На этом этапе родители сами определяют проблему на языке трудностей. Психолог разъясняет речевые проблемы ребенка. Психолог и родители обсуждают и рассматривают вероятные варианты решения проблемы, возможные альтернативные варианты решения. На этом этапе родители и психолог обязаны прийти как к общему пониманию проблемы, так и к общему мнению в ее решении. Нужно отметить, что если на данном этапе консультант не пришел к общему пониманию с родителями, то весь процесс консультации нужно начинать заново.

Консультант проводит интервью родителей, характер беседы может носить неуправляемое или управляемое интервью. Он определяется целями психологического консультирования, принятым теоретическим подходом и целями консультирования.

На данном этапе психологического консультирования вероятно проведение детальной диагностики актуального уровня развития речи детей. Провести эту диагностику может психолог, дефектолог, логопед, которые оценят умственное развитие, исходные речевые возможности ребенка и психосоматическое состояние.

Диагностика речи детей осуществляется по следующим факторам: [2]

1. Уровень состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

2. Потенциальные возможности для объединения 2-х слов в одном предложении (высказывании).

3. Уровень речевого подражания.

4. Обследование уровня активного словаря.

5. Обследование понимания речи.

Помимо этого, наблюдению подлежат:

1. Умение устанавливать равенство предметов.

2. Умение составлять целое из частей.

3. Зрительное соотнесение предметов, одинаковых по величине, цвету, форме.

4. Действия ребенка с игрушками (замена игрушек неигровыми предметами, переключаемость, уровень  игры).

Материалами для исследования могут быть: изображения игрушек, комплекты сюжетных и предметных картинок, объемные фигуры, игрушки и пр.

Нужно помнить, что установление уровня развития детской речи проводится в динамике. Дети, которые стойко отстают на 1 возрастной период – дети из группы риска. Ребенок, который не пользуется фразой в 2,5 года, обязан быть проконсультирован врачом и логопедом. Также нужно иметь в виду, что до того, как дети научатся произносить, они обязаны понимать обращенную речь. [3]

Для психолога – консультанта могут быть также полезны некие психологические тесты.

3. Рабочая фаза.

В ходе проведения рабочей фазы родители обязаны по-новому посмотреть на понимание проблемы.

Для данной фазы характерны процессы: структурирование связи между психологом и родителями.

В данной фазе психолог – консультант использует разнообразные приемы и методы. К примеру, семейная дискуссия представляет собой один из самых применяемых и распространенных методов в семейной психологической коррекции. Семейная дискуссия – дискуссия в семейных группах. Цели дискуссии могут быть различными: [4]

1. Обучение членов семьи объективности. На данном этапе консультант стремится привести родителей и одному и тому же мнению либо снять напряжение по острым и актуальным семейным проблемам.

2. Обучение родителей методам и приемам дискуссии. Задачи дискуссии заключаются не в том, чтобы доказать собственную правоту консультанту, а вместе с ним найти истинное решение, установить истину, а не прийти к обоюдному соглашению.

3. Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений, способах решения проблем в семье, возникающих конфликтов, о правильной организации и планировании семейной жизни, о правильной организации занятий с детьми дома, о распределении обязанностей между родителями.

4. Фаза действий и решений.

В результате проведения данной фазы обязано появиться эффективное поведение родителей в естественной ситуации.

На данной фазе, психолог – консультант, базируясь на конкретной консультативной теории, разрабатывает план действий. Иными словами, психолог – консультант разрабатывает стратегию собственного поведения, которое приводит родителей к поиску и нахождению выхода из сложившейся проблемы. Найдя оптимальное решение, приняв его как собственное, обретя уверенность в себе и самостоятельность, родители принимают решение действовать. Совместно с психологом – консультантом они разрабатывают различные алгоритмы и способы действий. Выбрав наиболее приемлемый вариант, они идут применять данный вариант на практике, в естественных условиях. Если результаты заметны на практике, то вариант принимается как модель собственного поведения.

5. Фаза обратной связи.

В результате проведения данной фазы обязано быть достигнуто удовлетворение родителей от процесса и результатов консультирования.

Психолог – консультант получает эту информацию уже в ходе консультирования, при котором наблюдается поведенческие признаки переноса. Психолог – консультант может организовывать эпизодические повторные встречи, чтобы прояснить ситуацию, либо внести корректировки.

Исходя из результатов, которые получены, психолог – консультант делает выводы о правильности выбранной тактики и стратегии консультирования и обязан реализовать такие требования к консультативной информации: конструктивность и конкретность ее содержания, потребностный, своевременный и констатирующий характер, адресованность определенному лицу.

Стратегией психолога обязано быть не стремление выяснить, кто виноват в сложившейся проблеме, и разоблачить родителей, а облегчить психологическое эмоциональное состояние родителей, правильно выявить и разъяснить сущность проблемы.

Психолог может выбрать разнообразные типы работы и поддержки родителей ребенка: внимательный или влиятельный, утверждающий или спрашивающий, стремящийся к пониманию или ставящий диагноз.

В ходе работы психологу нужно выработать специальные навыки и умения работы с родителями. Научиться ставить закрытые и открытые вопросы, следовать в беседе за логикой изложения материала родителям, фиксировать внимание на основных проблемах, владеть умением перефразирования и суммирования основных высказываний клиента, доказательства и выдвижения гипотез, выразительного молчания, научиться, совместно с родителями, принимать решения, и научить этому родителей.

Следовательно, консультирование родителей по вопросам развития, психологии, воспитания и обучения детей с нарушениями речи считается одной из главных основных форм в работе с ними.

 

[1] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010 год. – С. 78.

[2] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010 год. – С. 82.

[3] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010 год. – С. 89.

[4] Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009 год. – С. 66.

- Курсовые работы на заказ

Практические основы консультирования родителей, которые имеют детей с нарушениями речи
Поиск