Вторник, 16.10.2018, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Правовое регулирование федеративных отношений в России

В настоящее время в юридической науке применяется многофакторный подход к возникновению и развитию государства. Оно рассматривается в связи с действием различных причин. Среди них необходимость выполнения "общих дел"; разделение труда, его специализация и выполнение управленческого труда; возникновение частной собственности и классов; демографические факторы (в том числе в связи с переходом от кочевого к оседлому образу жизни); психологические факторы (страх перед враждебностью других людей или племен и стремление к созданию специального учреждения для защиты, стремление к совместной жизни на основе соглашений); антропологические факторы (организованность, в том числе во властно-государственной форме, коренится в самой природе человека, так как социальность является основополагающим для человека, существенным качеством).

Признаки государства можно определить следующим образом.

Во-первых, это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории (в государственных границах); его можно определить также как политическое сообщество, которое обязано выполнять и защищать интересы всех классов и слоев населения (например, охрана среды обитания, организация связи, борьба со стихийными бедствиями).

Во-вторых, это политическая, всеохватывающая организация в обществе данной страны, единственная универсальная организация.

В-третьих, это политическое, регулирующее учреждение, политический институт в обществе данной страны.

В-четвертых, важным признаком является особая публичная государственная власть (легализованное и легитимное принуждение).

Федерация - это сложное государство, состоящее из ряда субъектов (государств или государственных образований), образованных по территориальному и (или) национальному признаку, объединившихся для решения общих задач.

Федерация - это добровольное объединение двух или более государственных образований в одно единое государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт, федеральная конституция, закрепляющая правовой статус субъектов федерации, а также разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Федерация характеризуется четырьмя признаками уровней.

Во-первых, это множественность государственной публичной власти внутри государства (федеральная публичная власть и публичная власть субъектов), источником которой служит народ.

Во-вторых, наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства (территория делится на части, которые обладают большей самостоятельностью, чем в унитарных государствах).

В-третьих, сочетание федеральных и региональных налогов.

В-четвертых, сочетание федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации.

Слово "федерация" происходит от лат. "союз", "объединение". Термин "федеративное государство" употребляется для характеристики государства многими конституциями (Аргентина, Пакистан, ФРГ и др.).

В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. Конституционные основы национально-государственного устройства России включают:

- закрепление суверенитета и распространение его на всей территории РФ (ст. 67 Конституции РФ);

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории, целостность и неприкосновенность территории России;

- установление субъектного состава Российской Федерации;

- закрепление в качестве основ федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

- равноправие и самоопределение народов;

- равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, единство и равенство федерального гражданства.

В Конституции РФ имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах Федерации системы органов государственной власти (п. 2 ст. 11); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения их статуса; право на пользование родным языком; распространение ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, на все виды субъектов Федерации; обладание всеми субъектами РФ всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов РФ на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст. 95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104).

Федеративное устройство изначально предполагает определенную степень децентрализации осуществления единой государственной власти посредством распределения полномочий по вертикали - между Федерацией и ее субъектами. В условиях подлинно федеративного устройства Российская Федерация в целом не обладает монополией на власть, благодаря чему открываются возможности для ее субъектов действовать более самостоятельно, с учетом особенностей и интересов своей территории, населения и т.д.

Будучи одним из основных конституционных институтов, федеративное устройство включает в себя множество элементов. Конституционные положения о федеративном устройстве и построенные на них отношения целого и его частей служат гарантией неизменности федеративных отношений и взаимосвязей.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика