Суббота, 24.02.2018, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Правовой статус столицы и государственного языка России

Одним из условий существования государства, усиления центростремительных, объединяющих сил является его столица. Поэтому для любого государства законодательное закрепление конституционно-правового статуса столицы является важной задачей. Город Москва сыграл государственно-образующую роль в становлении Российского государства, в результате чего в общественном сознании граждан России сложилось представление о Москве как о центральной территории. Важно иметь в виду то, что выбор города в качестве столицы государства не является произвольным - это результат закономерного развития российского народа, и город должен обладать рядом признаков, чтобы стать ею (это особенно актуально для централизованных восточных государств, в которых смена столицы является сменой определенной символичной эпохи).

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве столицы город Москву (ст. 70) и предусмотрела необходимость дальнейшей юридической регламентации в федеральном законе одного из важнейших институтов государства. Однако Конституция и законодательство до настоящего времени не разрешили ряд проблем: не раскрыто в полной мере понятие "столица Российской Федерации", не определены элементы ее статуса, в том числе функции, субъекты защиты. Кроме того, исключительно актуальной является проблема функционирования столицы на территории равноправного субъекта РФ - города федерального значения Москвы, определения критериев, какими необходимо руководствоваться при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней в г. Москве.

Правовое регулирование такого института, как столица, закреплено в Законе Российской Федерации 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон) и не претерпело существенных изменений после принятия Конституции РФ (которая все же предусматривает необходимость принятия федерального закона). Необходимо разрешить следующие теоретические задачи, имеющие практическое значение: определение 1) признаков столицы; 2) задач, разрешаемых с помощью данного института; 3) понятия "столицы" и ее особенностей в федеративном государстве; 4) территории столицы, являющейся одновременно территорией субъекта Федерации (соотношение этих понятий в соответствии с принципом территориального верховенства).

Чтобы ответить на вопрос, что такое столица, необходимо выделить ее признаки. Во-первых, это населенный пункт (город) в границах законодательно определенной территории, установленный высшими органами власти либо путем референдума граждан суверенного государства. Во-вторых, столица отличается устойчивостью и стабильностью, непосредственно связана с возникновением и развитием государства, его памятниками, знаменательными датами, объектами государственного значения, символами, - и этим олицетворяет самобытность, уникальность, цивилизационную специфику государства, приверженность историческим нравственным принципам, а также выполняет роль консолидации граждан своей страны. В-третьих, столицей является город, в котором расположены преимущественно все государственные (федеральные) органы власти, представительства иностранных государств и из которого осуществляется управление территорией государства. В-четвертых, это объективно привилегированный город, о развитии которого государство проявляет особую заботу (а не просто осуществляет защиту) вследствие его особой социально-экономической и политической роли.

Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами. На государственном языке публикуются законы и другие правовые акты, издаются официальные документы, протоколы и стенограммы, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Государственный язык преимущественно используется СМИ, является основным языком обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Конституция РФ (ч. 1 ст. 68) устанавливает, что государственный язык РФ на всей ее территории является русский язык. Русский язык согласно Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР" (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г.) является основным средством межнационального общения народов РФ. Федеральные законы об образовании, о культуре предусматривают право граждан на получение основного общего образования на родном языке, право этнических групп создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка. Конституция (ч. 2 ст. 68) закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки., которые могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ. В России согласно Конституции (ч. 3 ст. 68) гарантируется всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. От государственного языка следует отличать язык межнационального общения - понятие, используемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в определенной местности.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика