Пятница, 26.04.2024, 10:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Применение наглядного метода на уроках физкультуры в начальных классах

Приведем данные, полученные нами в результате тестирования детей на уровень физической подготовки после применения наглядного метода на уроках физической культуры. В таблице 3.1 приведены результаты тестирования детей на уровень физической подготовки.

Таблица 3.1

Уровень физической подготовки детей экспериментальной и контрольной групп после применения методики наглядного обучения

Группа

Процентное распределение детей по уровню физической подготовки, %

5 баллов

4 балла

3 балла

Контрольная

20

35

45

Экспериментальная

20

65

15

В таблице 3.2 приведены результаты тестирования учеников на уровень мотивации занятий физкультурой и спортом после применения методики.

Таблица 3.2

Уровень мотивации детей экспериментальной и контрольной групп после применения методики наглядного обучения

Группа

Процентное распределение детей по уровню мотивации занятий физкультурой и спортом, %

5 баллов

4 балла

3 балла

Контрольная

10

55

35

Экспериментальная

35

60

5

Проанализируем результаты применения наглядной методики обучения на уроках физкультуры. В таблице 3.3 приведем данные об уровне физической подготовки детей контрольной и экспериментальной групп до и после применения методики наглядного обучения.

По результатам, приведенным в таблице 3.3 можно сделать следующие выводы:

Таблица 3.3

Сравнительная таблица уровня физической подготовки детей до и после применения методики наглядного обучения на уроках физкультуры

Группа

процентное распределение детей по уровню физической подготовки, %

высокий

средний

низкий

контрольная группа детей

до применения методики

20

25

55

после применения методики

20

35

45

экспериментальная группа детей

до применения методики

20

20

60

после применения методики

20

65

15

  1. По контрольной группе.
  • После обучения на 10 % удалось сократить количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовки. Соответственно, количество детей, имеющих средний уровень физической подготовки увеличилось на 10 %, а количество детей, имеющих высокий уровень физической подготовки не изменилось и, составило 20 %.
  1. По экспериментальной группе.
  2. После обучения на 45 % удалось сократить количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовки. Соответственно, количество детей, имеющих средний уровень физической подготовки увеличилось на 45 %, а количество детей, имеющих высокий уровень физической подготовки не изменилось и, составило 20 %.
  3. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп.
  • По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной наблюдается более высокий темп роста уровня физической подготовки детей. В экспериментальной группе количество детей, имеющих средний уровень физической подготовки превышает количество детей контрольной группы, имеющих аналогичный уровень физической подготовки на 30 %.
  • Метод наглядного обучения физической культуре более эффективен, чем традиционный, поскольку, в результате его применения более высокими темпами растет уровень физической подготовки учащихся младшего школьного возраста.

В таблице 3.4 приведем данные об уровне мотивации занятия физкультурой и спортом детей контрольной и экспериментальной групп до и после применения методики наглядного обучения.

По результатам, приведенным в таблице 3.4 можно сделать следующие выводы:

  1. По контрольной группе.
  • В контрольной группе не произошло изменение процентного распределения детей по уровню мотивации занятий физкультурой и спортом.
  1. По экспериментальной группе.
  • В экспериментальной группе количество детей, имеющих высокий уровень мотивации занятий спортом и физкультурой возросло на 20 %.

Таблица 3.4

Сравнительная таблица уровня мотивации занятий физкультурой и спортом детей до и после применения методики наглядного обучения на уроках физкультуры

Группа

процентное распределение детей по уровню физической подготовки, %

высокий

средний

низкий

контрольная группа детей

до применения методики

10

55

35

после применения методики

10

55

35

экспериментальная группа детей

до применения методики

15

50

35

после применения методики

35

60

5

  • В экспериментальной группе количество детей, имеющих средний уровень мотивации возросло на 10 %.
  • Количество детей, имеющих низкий уровень мотивации занятий физкультурой и спортом снизилось на 30 %.
  1. Сравнение результатов по контрольной и экспериментальной группе.
  • Наблюдаем большую эффективность наглядного метода обучения на уроках физкультуры по сравнению с традиционным методом, поскольку он способствует повышению уровня мотивации занятий физкультурой и спортом у детей младшего школьного возраста.

Урок остается основной формой образовательного процесса. Нет такого учебного предмета, где педагоги-практики не старались бы проектировать, конструировать и внедрять инновационные формы учебного процесса с учетом специфики конкретного предмета. Но существует несколько общих особенностей этого процесса, которые определяют характер разнообразных инноваций. Это затрагивает такие направления:

1.      Типология уроков (уроки-проекты, уроки-семинары, уроки-экскурсии и т.п.).

2.      Методологические аспекты урока: смысл (воспитательный аспект), цель, роль и место в конкретном виде обучения.

3.      Дидактические компоненты урока: цели и задача, содержание учебного материала, средства, формы и методы обучения, система оценивания.

4.      Форма подготовки и проведение урока учителем (специальное оборудование, технические средства обучения, технологии и ресурсы Интернета и т.п.).

В результате нашего исследования было установлено, что использование наглядных методов обучения на уроках физкультуры в младших классах способствует:

  • Росту физической подготовленности учащихся.
  • Повышению уровня мотивации занятий спортом и физкультурой у детей.

В соответствии с результатами исследования мы рекомендуем:

  • Практическое применение разработанной нами методики наглядного обучения на уроках физкультуры в младших классах.
  • Использование нестандартных уроков физкультуры в педагогической практике.

Анализ педагогической литературы разрешает выделить десятки типов нестандартных (инновационных) уроков. Мы специально не разграничиваем нетрадиционные и инновационные уроки. Это связано с тем, что в научных исследованиях еще нет четкого описания таких уроков и, поэтому, большинство авторов их отождествляют. Среди разных типов таких уроков выделяются следующие: урок-игра, урок-соревнование, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки-консультации, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки творчества, уроки-конкурсы, бинарные уроки, урок-обобщение, интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки - «круговая тренировка» и т.п.

Среди выделенных типов инновационных занятий на уроках физической культуры в младших классах нами предлагается использовать следующие: уроки-соревнования, уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-«круговая тренировка», бинарные и интегрированные уроки.

С помощью этих нетрадиционных уроков можно решить проблему мотивации обучения, организации самостоятельной познавательной и практической деятельности учеников, сформировать умение самоконтроля за учебной деятельностью и т.п..

Рассматривая теоретические основы внедрения нетрадиционных (инновационных) уроков в практику учителей физической культуры предлагается руководствоваться такими принципами:

-        принцип индивидуального подхода к ученикам;

-        принцип связи теории с практикой;

-        принцип осознанной и активной деятельности учеников;

-        принцип избирательности;

-        принцип добровольного участия учеников в учебной деятельности;

-        принцип заинтересованности.

Внедрение нетрадиционных уроков физической культуры способствует развитию личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. Учитывая результаты нашего исследования, это - актуально для обеих групп учеников. На таких уроках активизируются психические процессы учеников: внимание, память, интерес, восприятие, мышление и т.п.. Основой качественного усвоения учебного материала выступает познавательная потребность, которая основывается на эмоциональном восприятии окружающего мира и на привлекательности самого учебного процесса.

Нетрадиционные уроки чаще всего проводятся после изучения определенной темы или нескольких тем и выполняют функции обобщения знаний и умений. Нетрадиционные уроки необходимо рассматривать как одну из активных форм обучения, как средство повышения эффективности учебного процесса, возможность осуществлять на практике все принципы обучения с использованием разных организационных форм и методов.

Для учителя физкультуры нетрадиционный урок является возможностью определить учебные возможности учеников, их потребности и склонности, умение общаться в коллективе, а также возможность для творческого подхода к организации учебного процесса, самореализации, осуществлению собственных идей и подходов к организации учебного процесса.

Во время подготовки к проведению нетрадиционных уроков учителю необходимо решить ряд вопросов: выбор темы урока; определение образовательных, воспитательных и развивающих задач; обоснование содержания учебного материала; отбор методов и форм организации учебной деятельности учеников; подбор средств обучения и форм контроля за деятельностью учеников.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.      Вопрос разработки научно обоснованной типологии инновационных (нетрадиционных) уроков физической культуры еще не решен.

3.      Проектирование, конструирование и дальнейшее внедрение инновационных уроков физической культуры с использованием методов наглядности позволит повысить качество учебно-воспитательного процесса и создать положительную мотивацию у учеников младшего школьного возраста.

Дальнейшие исследования этого направления будут связаны с разработкой конкретных проектов разнообразных инновационных (нетрадиционных) уроков: урок-сказка; урок-путешествие; урок-соревнование; урок - игра уроки с использованием нестандартного оборудования; бинарные и интегрированные уроки.

- Курсовые работы на заказ

Применение наглядного метода на уроках физкультуры в начальных классах
Поиск