Воскресенье, 19.11.2017, 15:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Принципы воспитания толерантности у дошкольников

Сформировать навык толерантного поведения всегда сложнее, чем предоставить готовые образцы поведения в определенных ситуациях. Для этого необходимо развитое педагогическое мастерство. Признавая толерантность как наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости и необходимое условие мирного и успешного социально - экономического развития всех народов, авторы «Декларации ООН о принципах толерантности» придают особое значение принципам воспитания толерантности, чем полностью посвящена ее четвертая статья: «необходимо содействовать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, раскрывая культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, выступают в качестве главных причин насилия и отчуждения».

Согласно декларации, содержание образовательной программы по толерантности должно:

1) улучшать взаимопонимание, укреплять солидарность и толерантность в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями;

2) быть направлено на противодействие влиянию, что вызывает страх и отчуждение по отношению к другим;

3) помогать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений , основанных на моральных ценностях;

4) обучать людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и поощрение стремления к защите прав других.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственных за образование, четко обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них:

- воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

- обучение понимание необходимости отказа от насилия, использование мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- привлечение идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к восприятию множественности человеческого существования в различных культурных социальных контекстах.

Итак, под воспитанием толерантности в первую очередь понимается формирование таких социально - психологических качеств личности, как уважение и понимание различных культур, умение общаться с незнакомыми людьми, строить конструктивные отношения с непохожими индивидами. В результате у ученика должно быть сформировано понимание мультикультурной специфики современного общества, представление о практике межкультурной взаимодействий (вербальных и невербальных, коммуникативных и поведенческих) при сохранении собственного стиля общения и поведения.

Определение содержания и цели воспитания толерантности дошкольников в условиях поликультурной среды требует предварительного анализа функций толерантности. В работе Сулейманова мы находим характеристику мирообеспечительная, регулятивная и психологическая функции толерантности. Так, мирообеспечительная функция определяет многомерность среды и различных взглядов, обеспечивает гармоничное мирное сосуществование носителей других религиозных, национальных или культурных различий. Регулятивная функция, по мнению исследователя, позволяет сдерживать враждебность в сочетании с положительной реакцией, представляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций, ориентирует отношения на соблюдение равных прав, уважения и свободы. Психологическая функция становится основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе, формирует и развивает этническое, национальное самосознание, поддерживает и развивает самооценку личности. Ученый также выделяет коммуникативную и ориентационно-эвристическую функции, которые, по его мнению, существуют в рамках индивидуальной морали, поскольку толерантность позволяет понять того, с кем общаешься, а также оптимизирует процесс сотрудничества. В рамках общественной морали исследователь выделяет гносеологическую, прогностическую и превентивную функции.

У исследователя Д. Целовой, кроме вышеуказанных функций толерантности, можно найти характеристику таких функций, как: воспитательная, креативная, фелицитологическая. Так, воспитательная функция обеспечивает передачу опыта положительного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является образцом организации жизнедеятельности в социуме, обеспечивает успешную социализацию; развивает этическое понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других; развивает готовность к общению сотрудничеству и понимание дает возможность установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения, обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная функция обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности. Фелицитологическая функция позволяет ощутить счастье от общения с другими людьми и осознание своей индивидуальности, от признания личности группой и миром в целом.

Выделяют также гуманитарную, идентификационную функции толерантности и функцию социальной адаптации. Социально - адаптивная функция толерантности значима, поскольку реализуется в процессе рефлексии личности, а гуманитарная основывается на формировании ценностных ориентаций и интересов человека «с целью развития духовно богатой личности, умений противостоять авторитаризму и бесчеловечности».

Толерантность может выполнять в жизнедеятельности дошкольника, функции устойчивости, адаптационные, оценочно - прогностические и интегрирующие. Функция устойчивости заключается в формировании у дошкольников адекватного отношения к действительности, конкретных жизненных ситуаций, и поведения и окружения.

Побудительная функция толерантности обеспечивает начало постепенного понимания дошкольником собственной позиции, собственного «Я», предшествует формированию самоиндентификации и автономии его личности. Эта функция определяет мотивацию поведения дошкольника, способствует развитию его критического мышления, расширяет кругозор. Адаптационная функция способствует становлению позитивного отношения к конструктивному сотрудничеству с произведением совместного решения проблем. Оценочно - прогностическая функция дает возможность дошкольнику постепенно расширять контакты общения, способствует умению устанавливать контакты на основе открытого диалога.

Дети постепенно начинают понимать, что совместная деятельность не всегда группируется на основе одинаковых представлений, интересов и мотивов. Интегрирующая функция направлена ​​на преодоление внутренних столкновений с внешними, что присутствуют в микрогруппах и угрожают сохранению группы. Указанная функция обеспечивает стабильность в микрогруппах и стимулирует развитие межличностных отношений между детьми.

К методам воспитания относятся сказкотерапия. В ней используют психологическую, терапевтическую, развивающую работу. Сказкотерапию можно проводить, если сказку рассказывает взрослый человек, либо группа детей.

При применении игротерапии, занятия организовываются не приметно для малыша. В таком случае преподаватель включается в процесс игровой деятельности. Игра - это более натуральная форма жизнедеятельности малыша. В процессе игры создается функциональное взаимодействие малыша с находящимся вокруг миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, высоконравственные свойства, создается его личность в целом.

Образцом могут быть, игры и игровые упражнения, направленные на:

- формирование умений невербального общения: «Угадайка», «Любимый фантастический герой»;

- формирование ощущения близости с иными детками: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- формирование умений, направленных на определение эмоций остальных людей: «Море волнуется»:

- гармонизация осознания собственного имени, фамилии: «Как разрешено нас называть по-другому», «Угадай, кто это?»;

- формирование умения блюсти дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- формирование умения воспринимать расположение находящихся вокруг: «Что разрешено приготовить для друга»;

- регулирование собственного поведения: «Невозмутимый человек»;

- проявление ощущения милосердия, сострадания к иным людям: «Солнышко милосердия», «Хороший лесник»,

- дискуссия и проигрывание ситуаций, направленных на практическое использование навыков культурного поведения в игре, на упражнениях, в публичных местах, на умение формулировать сопереживание и сострадание взрослым и ровесникам.

 Психогимнастика - подключает в себя ритмику, пантомиму, забавы на аннулирование напряжения, формирование эмоционально-личностной сферы. Забавы «Мое настроение», «Радостный - грустный».Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Арт-терапия - это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Использование художественного слова - стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий - сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

К основным компонентам воспитания толерантности у дошкольников в условиях поликультурной среды можно отнести получение знаний о толерантности, знаний о существовании различий в культурах и способах мышления представителей других этнических, национальных или культурных принадлежностей, создание установок на доброжелательное отношения к другой личности, а также заинтересованность в приобретении определенного опыта от общения с представителями другой культуры, развитие умений культурного общения и навыков разрешения конфликтов. Так, знания о существовании толерантности, приобретенные детьми, помогают убеждать их в целесообразности определенных решений и поступков по другой личности, а также осознавать и управлять своими эмоциями.

Следует отметить, что процесс воспитания толерантности не ограничивается получением дошкольниками знаний о толерантности, стимулом к проявлению их толерантного поведения становятся приобретенные способности и умение вести диалог, внимательно с пониманием выслушивать позицию другого, стараться осознавать и принимать позицию другого таким, какой он есть, уверенно выражать собственные взгляды, общаться культурно, т.е. создавать положительное доброжелательное отношение во время общения.

- Статьи, информация, новости

 

Принципы воспитания толерантности у дошкольников
Поиск

Яндекс.Метрика