Пятница, 29.03.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Проблема толерантности в межличностных отношениях

Толерантность - это социальный фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой. Толерантность помогает осуществлять саморегуляцию, сохраняя внутреннюю устойчивость и внешнюю терпимость.

Толерантность как результат развития и саморазвития - собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида). В связи с этим выделяются два вида толерантности:

  • внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле большинства;
  • внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) - способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределённости, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию, различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению. Устойчивость зависит как от воздействий окружающей среды, так и от внутренней структуры системы.

Интолерантность как неустойчивость, выражает нетерпимость, несдержанность, проявляющаяся в агрессивности, враждебности со стороны субъекта по отношению к другому.

Для интолерантной личности характерны следующие выбираемые стратегии и способы поведения: выбор стратегии доминирования во взаимодействии; слабый самоконтроль поведения; проявление насильственных тенденций; слабая саморегуляция эмоциональной сферы.

Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интролерантной значительно выше, так как толерантная личность отличатся психологической устойчивостью (конфликтоустойчивостью).

Для того чтобы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, стремиться к успеху, к определённому уровню достижений, необходимо развивать свою внутреннюю устойчивость и быть одновременно толерантным к другим.

Всё богатство, весь запас знаний, определённым образом организованный в голове человека - это тезаурус человека. И важной частью тезауруса, его основой является язык, те слова и выражения, которые мы произносим, а также слышим и воспринимаем. Включая в свой тезаурус такое понятие как толерантность, мы начинаем постепенно иначе действовать и думать.

Когда в тезаурусе появляются новые связи и категории, то появляются и иные возможности для принятия решений, новые выборы, расширяющие внутренние возможности личности. Субъектный тезаурус, или весь запас знаний и опыта каждого человека, имеет структуру и содержание, выбирая что-то из окружающего мира, присваивая социальный опыт, человек стремится упорядочить его внутри себя.

Путь к толерантности - непростой, постепенный путь, как для социума, так и для личности.

Одним из центральных является вопрос о том, какова роль толерантности во взаимодействии человека с другими людьми, каковы их функции.

 И в соответствии с этим В.А.Петрицкий выделяет следующие функции толерантности:

  • коммуникативная и ориентационно-эвристическая функции. Толерантность позволяет понять партнёра по общению, совместной деятельности, оптимизирует процесс общения;
  • гносеологическая, прогностическая и превентивная функции.
  • синдикативная функция, которая находит своё выражение в сплочении больших и малых групп;
  • трансляционная, необходимая для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний, способов деятельности и т.д.

Е.Ю. Клепцова, предлагает также сюда отнести адаптивную функцию, предусматривающую приспособление к неблагоприятным факторам среды; активную функцию как возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека, но без применения средств принуждения, и функцию конгруэнтно-эмпатическую. Таким образом, можно сделать вывод, что личность, обладающая развитой эмпатией, умеющая понимать и принимать не только себя, но и партнёра по общению, обладает подлинной конгруэнтностью, ориентирована на самоуважение и уважение других, сочетает внутреннюю свободу личности и самодостаточность. Рассмотрев функции толерантности, мы переходим к видам толерантности.

А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий выделяют следующие виды толерантности (терпимости). Под квазитолерантностью («guasi» (лат.) - как будто, будто бы, т.е. мнимые, иллюзорные, ненастоящие) понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающие как терпимость.

Псевдотолерантность («pseudos» (греч.) - ложные, притворные) - это случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение.

Негативная толерантность выделяется В.А.Петрицким, суть её определяют мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства.

Перечисленные виды терпимости обозначаются термином толерантность. Мотивы внимания, понимания, симпатии обусловливают позитивную толерантность.

В.В. Бойко вводит понятие коммуникативной толерантности. Под коммуникативной толерантностью автор понимает характеристику отношений личности к людям, показывающей степень переносимости ею неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию.

Такого понимания коммуникативной толерантности, мы будем придерживаться в нашей статье.

Подлинная позитивная толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведёт к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнёра не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данность, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу.

Таким образом, основанная на понимании, принятии, эмпатии, терпимость объединяет в себе самодостаточность, доброжелательность, тактичность, способствует постепенному познанию иных взглядов, стремлений идеалов, обычаев, точек зрения.

Рассмотрим различные формы толерантности. Формы выражения толерантного и интолерантного отношения могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимают участники общения.

Обычно различается ряд позиций, которые может занять человек в процессе взаимодействия: доминирование, равенство, подчинение; «сверху», «рядом», «снизу».

Толерантное отношение в позиции «сверху» выступает как: снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-либо, опека.

Интолерантное отношение проявляется в различных формах от пренебрежения до презрения, беспощадности, безоговорочности.

В позиции «рядом» толерантность выступает по отношению к объекту в форме сотрудничества, как взаимосогласование мнений, оценок в ситуациях несовпадения взглядов. В основе сотрудничества лежит принятие другого мнения.

Интолерантность при равноправии проявляется как отстранённость, равнодушие, безразличие, безучастность, отчуждённость. В поведении данные характеристики проявляются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям.       

В позиции «снизу» толерантность выступает в форме уступчивости, покладистости, готовности подчиняться чужой воле, приноравливания.

При интолерантности переживается неприятие в виде эмоционального реагирования, агрессии, злости, открытой неприязни, стремления действовать активно (ругаться, кричать, наносить физический, материальный и моральный ущерб).

Согласно деятельностному подходу структура толерантного и интолерантного отношений рассматривается в комплексе мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и конативного (поведенческого) компонентов, рассмотрим эти компоненты подробнее.

Мотивационно-ценностный компонент: при толерантном отношении характерно принятие какой-либо ценности, где провозглашаются смыслы добра, веротерпимости, при этом проявляются мотивы помощи, уступчивости, сотрудничества, снисхождения.

В основе интолерантного отношения лежит непринятие философско-этических ценностей, где провозглашаются идеи принятия и терпения, при этом проявляются мотивы непринятия, безразличия, пренебрежения, желание немедленного изменения поведения, взглядов, позиций другой стороны.

Когнитивный компонент: при толерантном отношении характерно понимание происходящего и принятие. Выражается умение понять происходящее, мотивацию, миропостроение противоположной стороны, включающее в себя рефлексивное сознание и мышление.

Таким образом, толерантность характеризуется понижением сензитивности за счёт механизмов принятия (понимание, эмпатия) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).                       

При интолерантном отношении когнитивный компонент выражается в недостаточном развитии механизмов принятия и терпения, в непонимании мотивации поведения, образа мыслей и взглядов другой стороны.

Эмоционально-волевой компонент. При толерантном отношении отмечается развитость механизма терпения: умение преодолевать раздражительность, проявляя эмоциональную устойчивость, выдержку, самообладание и самоконтроль.

При интолерантности эмоционально-волевой компонент характеризуется невыдержанностью, эмоциональной неустойчивостью и холодностью, агрессивностью, презрением.

Конативный (поведенческий) компонент, толерантного отношения, выливается в ассертивное поведение (уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия, ориентация на компромисс и сотрудничество), с другой стороны, возможны манипуляции, морализирование, наставление, приспособление, конформизм. Способы общения: уступчивость, разъяснение, согласование, сотрудничество.

Интолерантное отношение проявляется в агрессивном поведении: отстранённость, импульсивность; способы общения: диктат, требование; манипулирование: упрёки, угрозы.

Конечно, деление людей на толерантных и интолератных является в некоторой степени весьма условным. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни совершает, как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности.

Проблема толерантности, наиболее ярко проявляется в конфликтном взаимодействии. Далее мы остановимся на анализе толерантности в контексте конфликтного поведения.

Низкий уровень толерантности - благодатная почва для возникновения всевозможных конфликтов.

Конфликт - разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Иначе говоря, конфликт - это всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде.

Мы согласны с мнением Е.Ю. Клепцовой, которая отмечает: «Когда человек действует в свободном пространстве, когда он сам по себе, он может руководствоваться собст0венными правилами. Как только он оказывается в социальном пространстве, важно уметь учитывать другого, быть толерантным к нему, то есть обладать стойкостью и способностью разрешить конфликт самыми оптимальными способами».

Часто конфликты связаны с реальным конфликтом интересов. Вместе с тем, конфликты могут порождаться неумением общаться, разрешать возникающие противоречия во взаимодействии.

В основе существующих стратегий лежит стремление каждой из сторон выиграть или найти иной способ сосуществования.

Если представить, как могут разворачиваться события при использовании этих стратегий, то можно обобщенно представить, стратегии в таком формате:

  • выиграть - проиграть,
  • проиграть - выиграть,
  • проиграть - проиграть,
  • выиграть - выиграть.

Проанализируем эти стратегии, из всего вышеперечисленного, соответственно, первые две стратегии ориентированы на собственный выигрыш одного из участников и проигрыш другого. Третья предполагает, что каждый из участников настолько стремится помешать другому выиграть, что сам готов проиграть, лишь бы достичь этой цели. Четвертая стратегия наиболее эффективна, поскольку ориентирует людей на взаимный учет интересов. Это стратегия, базирующаяся на толерантности, где каждый ориентирован на согласование позиций, интересов, целей, мнений, а не «на борьбу во имя борьбы».

Для описания стратегий поведения в конфликтах К. Томас применил двухмерную модель:

  • напористость, настойчивость - характеризует поведение личности, направленное на реализацию поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение поставленных целей (ориентация на себя);
  • неоперативность - поведение, направленное на учет интересов других лиц и попытки удовлетворить их потребности (ориентация на других).

Соответственно этим двум измерениям К. Томас выделяет следующие стратегии поведения в конфликте.

Соперничество (конкуренция) или стремление к доминированию. В данном случае все усилия направлены на достижение только собственного выигрыша, не учитывая при этом интересы другого (выиграть / проиграть).

Приспособление, в противоположность соперничеству принесение в жертву: собственных интересов ради другого; тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами. Такая стратегия предполагает стремление поддержать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы (проиграть / выиграть);

Избегание (уход от конфликта), игнорирование своих интересов и интересов другого человека; Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиями, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным (проиграть / проиграть).

Сотрудничество (интеграция), направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон; не уступая своего, но и не настаивая на своем (выиграть / выиграть).

Компромисс, в данном случае действия направлен на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другой стороны в ходе обмена мнениями по проблеме. Соответственно, выбор стратегии компромисса - оптимальный путь к ликвидации противоречий (частично проиграть / проиграть и частично выиграть / выиграть).

На сегодняшний день уже общепризнанным считается, что стратегия выиграть / выиграть (сотрудничество) является стратегией успеха. Это именно та стратегия, в основе которой лежат установки толерантности. Она помогает найти взаимовыгодные решения в конфликтной ситуации. Ведь, несмотря на существующий конфликт, толерантность предписывает уважительное отношение к интересам, взглядам, мнениями противоположной стороны, не совпадающим с нашими собственными.

Стратегия сотрудничества считается сегодня наиболее эффективной, и для ее реализации необходимы следующие шаги:

  • во-первых, прояснить потребность противоположной стороны;
  • во-вторых, в требованиях сторон выявить взаимодополняющие моменты;
  • в-третьих, найти новые варианты решений, учитывающие потребности обеих сторон; при этом обеспечить партнерство, а не противостояние.

На наш взгляд, первые шаги по преодолению конфликта наиболее сложны, так как необходимо преодолеть ряд барьеров (агрессию, страх, недоверие). Последующие шаги - переговоры для поиска позитивного решения, основой которого является новая удачная альтернатива.

Однако толерантность не является благом в любых условиях, поскольку у нее должны быть свои границы. Во-первых, толерантность неуместна, когда человек наносит вред обществу или другому человеку. Во-вторых, пределы толерантности заданы соблюдением прав человека. Каждый, кто нарушает права человека, не может рассчитывать, на толерантное к нему отношение. Если нарушение прав человека не наблюдается, то допускается толерантное отношение к любому отклонению от нормы. Границы толерантности разнятся в зависимости от типов культуры и общества.

Толерантная личность, обладает стойкостью и умением разрешить конфликт самыми оптимальными способами, она не склонна к самообвинению и обвинению другого, она стремится сохранить отношения и собственную личность, свою внутреннюю устойчивость. Она ориентирована на ясность и открытость, не навязывает своей позиции, также учитывает мнение другого человека, его потребности и возможности.

Конфликтная личность всегда ищет изъяны и отрицательные черты в другом человеке. Она подозрительна и не способна гибко и творчески искать пути решения конфликта, долго не успокаивается, в мыслях вновь и вновь возвращается к случившемуся, многократно проговаривает и прокручивает ситуацию.

Поэтому, толерантная личность видит в конфликте новые возможности и их решение, а конфликтная - загоняет себя в тупик.

- Курсовые работы на заказ

Поиск