Вторник, 23.04.2024, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Профориентация школьников старших классов

Интерес к проблеме профессионального выбора молодого поколения неслучаен, так как подготовка молодежи к трудовой деятельности является неизменно важной задачей современного общества. Нужно признать, что у нынешних выпускников школ, при разнообразных интересах не всегда присутствует твердая позиция относительно профессионального  выбора. К тому же постоянно усложняется мир профессий: появляются новые сферы трудовой деятельности, связанные, например, с развитием компьютерной техники, расширением экономической и материальной сферы. Рынок труда, то есть востребованность специалистов самых разных сфер деятельности, представляет собой динамичную систему, которая все время меняется. Как свидетельствуют данные современных исследований, те специальности, острая необходимость в которых наблюдалась всего 10 лет назад (юристы, экономисты), уже не являются дефицитными профессиями, так как этих специалистов готовят в России многие учебные заведения.

В то же время на сегодняшний день наблюдается нехватка профессий, непосредственно связанных с промышленностью. Так, на многих заводах наблюдается дефицит рабочих и инженерных профессий, связанных с отраслями тяжелой промышленности. Кроме того, изменяются и социально-экономические условия, в которых происходит профессиональное самоопределение молодежи.

В связи с этими факторами проблемы профессиональной ориентации учащихся значительно актуализируются и требуют пристального внимания педагогики, психологии. Различные аспекты проблемы профориентационной работы со школьниками рассматриваются в трудах многих российских ученых - Е.П. Авдуевской, Т.А. Араканцевой, Э.Ф. Зеера, В.Г.  Каневца, А.В. Карпова, Е.А. Климова, Е.С. Романовой, Г.А. Суворовой и других.

Профессиональная ориентация в педагогической литературе понимается как «научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию».

Краеугольным камнем профориентационной работы является профессиональная консультация. А.В.Карпов в современной системе профессионального консультирования выделяет несколько основных направлений: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, формирующая   и корректирующая.

Справочно-информационная консультация  заключается в знакомстве с профессией, требованиями, предъявляемыми к ней, возможностями трудоустройства. Именно этому направлению в нашем исследовании будет уделяться основное внимание.

Диагностическая консультация включает обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик человека в соответствии с требованиями профессии.

Медицинская консультация имеет цель выявить соответствие состояния здоровья человека тем требования профессии, который она предъявляет. Ее обычно проводит медицинский работник.

Формирующая консультация предполагает активизацию собственной позиции школьника в профессиональном самоопределении, создание благоприятных условий для развития интересов, склонностей, устойчивых намерений в выборе профессии, построение плана в выборе профессии.  

Коррекционная консультация, которая осуществляется в форме рекомендаций, предложений в выборе определенной сферы деятельности или коррекционной работы, направленной на формирование профессионального плана, включающего соответствие личностных особенностей и профессиональных требований. 

Остановимся более подробно на справочно-информационной профконсультации, которая представляет собой «систему информирования учащихся  о требованиях профессии к человеку».

Профессия – «вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессия  отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника». 

В процессе справочно-информационного консультирования школьники имеют возможность «ознакомиться с содержательными аспектами трудовой деятельности, материальными и социальными сторонами профессии, перспективами развития и карьерного роста и т.п. Основной акцент при профессиональном информировании делается на освещении требований «к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностными особенностями и уровню общеобразовательной и специальной подготовки».

Очевидно, что для того, чтобы совершить выбор профессии и учебного заведения, учащемуся необходимо иметь несколько возможных вариантов. Для  этого учащемуся необходима информация, которая, как считает  В.Е.Орел «должна отвечать требованиям всесторонности, достоверности и объективности». В связи с этим справочно-информационная профконсультация решает две главные задачи:

  • создание информационной основы (то есть наличие достаточного количества информации о профессии и соответствующих учебных заведениях);
  • создание мотивационной основы (понимание, почему выбирается именно эта профессия и учебное заведение). На этой основе постепенно вырабатывается профессиональный план будущего специалиста.

Профессиональный план представляет собой «основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения». Говорить о наличии профессионального плана  можно в том случае, если учащийся называет область деятельности или профессию и учебное заведение, в котором он намерен обучаться. Если школьник называет две или несколько профессий, если не знает, где можно получить соответствующее выбранной специальности  образование, план нуждается в формировании.

Задачи формирования профессионального плана решаются, в том числе, и в системе справочно-информационного консультирования, которая включает предоставление учащимся следующих видов информации: о мире профессий и требованиях, предъявляемых к специалисту; о потребности общества в кадрах; о личностных качествах человека, существенных для его самоопределения; о системе учебных заведений, то есть о путях получения профессии.

Все эти сведения тесно взаимосвязаны. Мы согласны с мнением Н.С. Пряжникова о том, что «создание информационной основы выбора профессии – очень важная задача профориентации, однако, если не развивать целенаправленно мотивационную основу, педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьника становится невозможно».

Профессиональная мотивация определяется как «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации».

Все мотивы выбора профессии человеком подразделяется на три основные группы:

  • человек выбирает профессию потому, что ему нравится сам процесс труда, его содержание (шить, паять, лечить и т.д.);
  • профессия выбирается в связи с ее социальной значимостью (понимание того, как труд именно в этой сфере нужен обществу);
  • профессиональный выбор связан с возможностью завоевать в обществе определенное положение, статус (получить посредством профессии материальное благополучие, престиж в ближайшем окружении).

Выбор профессии у каждого человека происходит под влиянием мотивов каждой из названных групп (хотя он не обязательно осознает это), вопрос состоит только в том, какая группа мотивов является доминирующей.

Современные ученые отмечают, что в последние годы мотивы последней группы занимают все более прочное положение в среде выпускников школ. Таим образом, выбирая профессию только потому, что она выгодна, престижна, ученик не соотносит ее ни со своими способностями, ни со своими возможностями.

К примеру, недавние исследования мотивов выбора профессии школьниками показали, что 25% учащихся совершают свой выбор «за компанию» с более самостоятельными друзьями; 17%  - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; столько же старшеклассников (9%) руководствуются при самоопределении малозначимыми факторами (например, близость учебного заведения или предприятия к месту жительства); ориентация на характер деятельности оказалась приоритетной лишь у 40% учащихся.

Особое значение в связи с этим имеет акцентирование внимания учащихся на изучение собственных склонностей и интересов.

Склонности – «избирательно-положительное отношение к деятельности, потребность в каком-либо виде деятельности, направленность на нее». Как уже отмечалось, склонности могут выступать как важнейший мотив выбора профессии. Учащиеся с выраженными склонностями, как правило, не испытывают затруднений при выборе профессии (за исключением школьников, имеющих художественные, музыкальные и спортивные склонности, которые не осознаются всеми  как профессионально значимые), хотя определенные трудности при выборе учебного заведения имеются и у них. Профессиональные планы учащихся, имеющих склонности «более устойчивы и обоснованны, а поиск учебного заведения отличается большей целесообразностью».

В соответствии мнением Е.А. Климова, склонности учащегося считаются выраженными, если он самостоятельно или в секции, кружке, студии занимается определенным видом деятельности. При этом важна систематичность и продолжительность этих занятий. Выбранная профессия и склонности конкретного учащегося считаются согласованными в том случае. Если содержание деятельности, характеризующей склонности, связаны с избранным видом труда.

Причины, обуславливающие отсутствие склонностей у школьников могут быть различными. Например, А.В. Карпов выделяет среди низ следующие:

  • наличие многих «конкурирующих» видов деятельности, которыми интересуется учащийся;
  • отсутствие в классной, внеклассной и внешкольной жизни видов труда, моделирующих будущую профессиональную деятельность либо доступных для учащегося;
  • неправильное воспитание в семье.

Понятно, что при наличии склонностей к какому-либо виду деятельности педагогу легче порекомендовать учащемуся овладение одной из профессий, так как он может опираться на анализ способностей, проявляющихся у ученика в процессе предпочитаемой им деятельности.

Способности – «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к определенному виду деятельности».  

Кроме склонностей и способностей при выборе профессии важно учитывать и интересы, понимаемые в педагогической литературе как «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы».

У школьников интересы могут быть выражены по-разному. Различают активные и пассивный интересы, широкие и узкие интересы, поверхностные и глубокие. Для выбора профессии очень важен познавательный интерес, особенность которого состоит не в поверхностном ознакомлении с учебным предметом, а «стремлением проникать в суть явлений, познанием теоретических научных основ определенной, профессионально значимой области знаний». Познавательный интерес может приобретать характер склонностей, если человек усиленно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид другим».

Профессиональные интересы означают избирательную активность в отношении предлагаемой профессии. Выделяют разные уровни интереса при выборе профессии:

  • интерес потребителя (созерцательный, возникающий в первую очередь под воздействием извне),
  • интерес деятеля (возрастающая активность, планирование своей деятельности, ориентация на удовлетворение от самого процесса деятельности, осознание своих успехов),
  • собственно профессиональный интерес (осознанное стремление превратить определенную деятельность в профессию, понимание социальной значимости профессии,  автономность, независимость от среды и ситуации). Интерес к профессии признается выраженным, если школьник активно проявляет намерение получить об интересующей его профессии как можно больше информации.

Интересы и склонности у учащихся  могут совпадать или не совпадать друг с другом, могут проявляться к одному, нескольким или многим объектам и видам деятельности. В любом случае, педагог, осуществляющий их изучение, должен обратить на них особое внимание, так как  правильный  профессиональный выбор в конечном итоге зависит от соотнесения психологических особенностей личности с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. По мнению Е.А. Климова «требования эти определяются в первую очередь предметом труда, целями, орудиями и условиями трудовой деятельности».

Таким образом, соотнесение направленности личности (Хочу»), способностей («Могу»), знаний о профессии («Надо») отражает в конечном итоге особенности профессионального самоопределения школьника и является ориентиром для него и для педагога в дальнейшей работе.  Очень важным в этой связи является учет возрастных особенностей учащихся, с которыми работает педагог-консультант.

- Курсовые работы на заказ

Профориентация школьников старших классов
Поиск