Четверг, 25.04.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Психолого-физиологические особенности подросткового возраста

В прошлом возрастная терминология не была единообразной, она носила различный характер и определялась каждым автором по - своему. Например, в Толковом словаре В. Даля говорится, что «подросток - это дитя на подросте, около 14-15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по-разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией.

Некоторые ученые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с развитием человеческого рода. При этом все особенности индивидуального взросления сопоставлялись с общественными и социальными нормами жизни. Например, период от 10 до 12 лет назывался периодом робинзонады (детства человечества). Подростка в эти годы привлекают походы: ему интересно строить шалаши, разводить костры.

Следующий период от 12 лет это период «охоты и захвата добычи», когда ребенок начинает интересоваться сельским хозяйством, ухаживает за животными. Затем наступает торговый или промышленный период (зрелость человечества). У подростка 14-15 лет возникает интерес к деньгам, их накопительству, обмену на товары.

Подростковый возраст довольно интересный и сложный период в жизни каждого человека. «Открытие» подросткового возраста в психологии по праву принадлежит С.Холлу. Основываясь на разработанной им теории рекапитуляции, С.Холл полагал, что подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни. Сложность его заключается в том, что человек в этом возрасте, испытывает переломные моменты сразу в двух направлениях: психофизиологическом (это половым созреванием, и всё, что с ним связано) и социальным (конец детства, постепенное вступление в мир взрослых). Часто подростки чувствуют себя, как неопытный летчик за штурвалом самолета. Самолет их настроения не поддается контролю, то это стремительный взлет, то резкое пике. И, конечно же, данные перепады отражаются на проблеме поведении подростков, которое вызвано многочисленными стрессами и вечным поиском себя. Общение в подростковом возрасте является доминирующей деятельностью и напрямую зависит от перепадов настроения подростков, их сильных эмоциональных всплесков и от физического самочувствия. Данная проблема всегда интересовала многих ученых.

Одним из наиболее интересных подходов является подход американского антрополога Маргарет Мид, которая занималась изучением жизни подростков на острове Самоа. В результате её исследования оказалось, что подростки на острове Самоа не испытывают таких серьезных кризисов связанных с подростковым возрастом. В результате своей работы она ставит ключевой вопрос: «Если доказано, что период полового созревания необязательно привносит с собою особые трудности в жизнь девушки на острове Самоа (а это можно считать доказанным, если находится общество, где дело обстоит именно так), то с чем тогда связаны бури и стрессы у американских подростков?» Пытаясь ответить на этот вопрос, Маргарет Мид приходит к выводу о том что, безусловно, в этих двух цивилизациях должно быть заложено нечто такое, что и объясняет существование этого различия. Отличительной особенностью является непосредственное социальное окружение подростков их положение и отношение к ним в обществе. Одним из таких факторов, например является то, что, как только ребенок подрастает до того возраста, когда его своеволие становится невыносимым, па его плечи возлагается забота о младшем. Каждый ребенок, поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью за младшего брата или сестру. Ему с самого детства поручают работу и относятся к нему на равных со взрослыми. Так же Маргарет Мид, считает одной из причин множество противоречий встречающихся тут и там в нашей цивилизации. Особенность социальной ситуации развития в подростковом возрасте составляет противоречие существующее между прежним социальным статусом подростка (такой же школьник, как и младший школьник) и его стремление быть взрослым. Однако ряд существенных моментов мешает построению нового отношения, а именно:

  • неизменность общественного положения подростка: он был и остается учеником, школьником;
  • его полная материальная зависимость от родителей;
  • привычка взрослого направлять и контролировать ребенка;
  • сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно.

Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности.

Специфические трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношении взрослых - дружеского содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, доверия, помощи.

Принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами способствует развитию отношений со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение со сверстниками все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Данная потребность порождает разного рода не формальные объединения подростков - субкультуры, которые могут быть

  • просоциальные, или социально-положительные- экологические общества, культурологические и общественно-политические организации;
  • асоциальные (стоящие в стороне от социальных проблем, со своими узкогрупповыми ценностями) - «фанаты», «рокеры», «металлисты», «брейкеры»
  • антисоциальные, или социально-отрицательные - криминогенные группировки.

Все эти стихийные группы являются следствием постоянного поиска себя и своих единомышленников. На данном этапе времени так же довольно актуальным способом решения этой волнующей темы для подростков является интернет общение. Все более популярны становятся социальные сети, чаты, сайты, где каждый кто хочет, может высказаться и найти своего единомышленника. Американские психологи пришли к интересным выводам. Они создали специальный интернет-форум для общения подростков, и открыли, что общение подростков положительно сказывается на общем уровне их развития. В частности, общение в формате блога помогает им научиться грамотно излагать свои мысли и пересказывать тексты, а также положительно влияет на развитие навыков коммуникации и формирование правильных моделей поведения, развивает рефлексию и эмпатию. Однако, есть и другая сторона медали данного способа общения - интернет - зависимость это навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета. По данным различных исследований, интернет - зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире, среди которых есть и множество подростков. Почему подростки так много уделяют времени интернету? Во-первых, они быстро учатся и приспосабливаются к новым технологиям. Раньше ученые полагали, что только мозг младенца обладает переизбытком нейронных связей, которые в течение первых трех лет жизни "укладываются" в определенную систему. Однако сканирование мозга во время многочисленных исследований, показало, что в организме человека в период подросткового возраста происходит второй подобный всплеск роста нейронов, достигая своего пика у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12. Во-вторых, как только подростки начинают лучше мыслить абстрактно, увеличивается их степень социальной обеспокоенности. Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно. Поэтому они стремятся быть одобренными в социальных сетях и самоутверждаться. Плюс развлечение в интернет сетях помогает отвлечься от будничных проблем.

Таким образом, можно сказать, то что общение и социальная среда подростка является определяющим фактором который может сгладить или обострить «американские горки» подросткового кризиса.

Фактически подростковый период в индивидуальной психологии это не что иное, как очередная ступень развития, через которую должен пройти каждый индивидуум. Мы не верим, что каждая стадия развития или любая ситуация могут изменить человека. Но каждая из них обязательно действует как тест как новая ситуация, которая выявляет черты характера, развившиеся в прошлом.

Возрастной период развития от 13 до 15 лет, для которого характерно:

  • влияние доминирующей роли семьи в удовлетворении эмоциональных материальных, и комфортных потребностей. Однако к концу возрастного периода (15 лет) у подростка появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей.
  • влияние решающей роли школы в удовлетворении социальных, познавательных, и психологических потребностей подростка.
  • появление возрастающей способности противостоять отрицательным и негативным влияниям среды, которая способна сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает административная и уголовная ответственность за правонарушения.
  • сохранение высокой зависимости от влияния учителей, родителей в развитии личностного самоопределения и самопознания.

В подростковом возрасте возникает потребность в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

В каждом подростковом коллективе существует несколько небольших групп со своим неформальным объединением лидером во главе. Между этими малыми группами нередко вспыхивают довольно заметные конфликты. Причин много: борьба за право «задавать тон», диктовать свои условия, считаться «самым, самым», выделяться из обычной массы, обычных людей. Это может быть конфронтация между мальчиками и девочками, между сильными и слабыми учениками, между командами спортивных соревнований, вечеров, дискотек, смотров, конкурсов и даже между «богатыми» и «бедными», как это ни странно и чудовищно звучит.

Школа не отгорожена каменной стеной от мира, и все, что происходит в обществе, отражается и в ней. Тон в этих конфликтах обычно задают лидеры микрогрупп. Поэтому и поиски консенсуса надо начинать именно с них. Строго говоря, «коллективное мнение» подростков есть по существу синтез нескольких групповых мнений, из которых одно доминирует над другими.

Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.

Им достаточно убедиться, что у данного учителя имеется хоть одно качество из указанного «набора», как он получает «аванс доверия».

Однако оценки подростков полярные и категоричные. Даже один случай, например, несправедливости, может надолго, если не навсегда, испортить, отношения с ними. Иными словами, авторитет у подростков завоевать легко, но так же легко и потерять его.

Главные черты подростков были обобщены выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским:

  • Непримиримость к злу и эмоциональное неприятие подростка сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни.
  • Подростков раздражают словесные назидания со стороны взрослых людей. Они не любят прямолинейного воспитания, им хочется быть хорошими, и стремится к идеалу.
  • Подростки хотят себя почувствовать личностью. При наличии потребности к действию и желанию к самоутверждению подростки не понимают или не знает, как этого можно добиться, и поэтому есть вероятность того что можно попасть в беду.
  • У подростков появляется ярко выраженное противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Они не постоянны и множественны в своих увлечениях.
  • В подростке могут, одновременно сочетаются разные чувства грубые выходки, романтическая восторженность, ироническое отношение к красоте и восхищение ей. Они стыдятся своих чувств, и поэтому опасаются, что их будут считать, чересчур чувствительными прикрываясь при этом своей грубостью.

Прежде чем найти, и обнаружить свои способности, подростку необходимо проверить их в деятельности - это ещё и поиск себя. В то же время подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив в этом возрасте. За всем этим кроется показная решительность и уверенность, которая скрывается за беспомощностью, ведь подростки не могут терпеть снисходительных советов и часто поступает наперекор им.

Как видим, определение возрастной периодизации учеными соответствовало их представлениям о предназначении человека в жизненный период от 13 до 15 лет. Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты (в том числе онлайн), ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, дневник, решение задач на заказ на любую тему.

- Статьи, информация, новости

Психолого-физиологические особенности подросткового возраста
Поиск