Понедельник, 19.11.2018, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Психолого-педагогические особенности внимания и памяти детей младшего школьного возраста

Формирование внимания у человека начинается с самого рождения. Этот процесс тесно взаимосвязан с развитием мышления, памяти и речи. Для развития внимания существенное значение имеет его интеллектуализация, которая осуществляется в процессе умственного развития. Изначально внимание опирается на чувственное содержание, но со временем, по мере развития ребенка, оно начинает переключаться на чувственные связи. В результате объем внимания ребенка увеличивается.

Практические исследования показали, что в действительности взрослый человек в состоянии сосредоточиться не более чем на семи объектах. В шестилетнем возрасте ребенок может одновременно воспринимать не один предмет, как это было в 4-5 лет, а три предмета, причем с довольно полной детализацией. Изменения касаются и содержательной части предметов и объектов, которые привлекают внимание ребенка. Если в три-четыре года он живо интересовался необычными и яркими предметами, то в шестилетнем возрасте его могут сильно заинтересовать внешне ничем не примечательные объекты. Все чаще интерес ребенка вызывает загадка, или вопрос. Он все больше интересуется самим человеком, его деятельностью, а не только внешними, яркими и необычными атрибутами. Во внешности человека, его поведении и одежде ребенок замечает мелкие детали.

В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 9-11 лет) дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, продолжает развиваться произвольное и непроизвольное его внимание. Но сначала и в школе ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

Внимание человека начинает формироваться от самого рождения. Процесс формирования внимания происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи, памяти и мышления. В младшем школьном периоде (возраст от 6-7 до 9-11 лет) дети могут концентрировать свое внимание, но преобладающим видом внимания у них все еще остается непроизвольное внимание. Они могут активизировать внимание, но оно все еще остается нестабильным. Удерживать внимание возможно только волевыми усилиями и наличием высокой мотивации.

По мере расширения интересов ребенка, он приучается систематически учиться, в этот период продолжает развиваться его произвольное и непроизвольное внимание. Но в самом начале школьного обучения педагоги сталкиваются с высокой отвлекаемостью детей.

В младшем школьном возрасте внимание ребенка постепенно становится произвольным, но это происходит не сразу. На протяжении довольно длительного периода, особенно в начальных классах школы, непроизвольное внимание детей сильно конкурирует с развивающимся произвольным вниманием. Постепенно нарастает объем, устойчивость, концентрация и переключаемость произвольного внимания.

К 10-11 годам устойчивость, переключаемость, концентрация и объем произвольного внимания детей достигают показателей взрослого человека. Причем переключаемость внимания у детей этого возраста намного выше, чем средний показатель взрослых людей. Свои наиболее совершенные признаки внимание детей обнаруживает лишь в тех случаях, если явление или предмет, которые непосредственно привлекли внимание, особенно интересны.

С первых мгновений школьного обучения к вниманию предъявляются весьма высокие требования, особенно с точки зрения его управляемости и произвольности. По указанию учителя ребенок должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые непосредственно не являются привлекательными или необычными. В младшей школе внимание развивается от концентрации в условиях, созданных учителем, до самоорганизации, переключения и распределения его динамически в пределах поставленных задач и на протяжении всего рабочего дня.

Если провести сравнение с дошкольниками, младшие школьники оказываются более внимательными. Они уже могут концентрировать внимание на не очень интересных действиях, при этом у них преобладающим все еще является непроизвольное внимание. Для младших школьников внешние впечатления - серьезный отвлекающий фактор, они с трудом сосредотачиваются на непонятном и сложном материале.

Их внимание имеет небольшой объем, отличается малой устойчивостью. Какой-либо деятельностью они могут заниматься в течение 10-20 минут (подростки - 40-45 минут, старшеклассники - до 50 минут). Переключение внимания и его распределение между учебными заданиями и в пределах заданий довольно затруднительно.

Произвольное внимание ребенка развивается в процессе учебной деятельности. Следуя указаниям учителя, работая под его неусыпным контролем, ребенок постепенно приобретает навыки и умения для самостоятельного выполнения заданий. Он самостоятельно ставит цель и контролирует свои действия. Контроль над процессом собственной деятельности и является произвольным вниманием ученика.

Внимание первоклассников является незрелым, его объем небольшой. Ребенок может или слушать учителя, или выполнять работу, или приостановить ее. Но уже к третьему классу механизмы внимания становятся более зрелыми, объем внимания возрастает, растет его устойчивость. Ребенок приобретает навыки распределения внимания, а его развитие происходит на фоне учебной деятельности. В данном случае влияние учителя является крайне важным.

В младшем школе самым развитым видом внимания является непроизвольное внимание. Дети могут обратить свое внимание лишь на интересные им предметы и явления, которые могут привлечь яркими красками или чем-то необычным. Способность удерживать внимание на отвлеченных, абстрактных вещах формируется к 9-10 годам.

Очень часто родители говорят о том, что буквально через 10 минут занятия у ребенка начинается двигательное беспокойство. В данном случае замечания и другие усилия родителей для преодоления отвлекаемости детей оказываются бессильными. Как вариант, надо создать интересную, привлекательную ситуацию, поскольку внимание серьезно подпитывается интересом к происходящему.

В самом начале обучения ученика привлекает только внешняя сторона вещей. Но это мешает им осознать суть вещей, явлений, событий, и затрудняет контроль над собственной деятельностью. Если учитель постоянно занят развитием произвольного внимания, то в конечном итоге оно сформируется на достаточном уровне еще в начальных классах школы. Этому во многом способствует строгая организация действий ребенка с применением образца и таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом себя контролировать. В качестве таких действий можно провести специальную проверку ошибок, сделанных ребенком или другими детьми, либо применить специальные внешние средства при фонетическом анализе. Так со временем младшие школьники приучаются руководствоваться самостоятельно поставленными целями, другими словами, произвольный тип внимания становится у них ведущим. Развивающая способность произвольного внимания воздействует также на развитии других свойств внимания, которые на первом году обучения все еще остаются несовершенными.

Дети с разной успеваемостью на протяжении 1-4 классов показывают разные показатели развития произвольного внимания. Ученики со средней и высокой успеваемостью имеют среднеразвитое произвольное внимание, неуспевающие школьники демонстрируют исходно низкие показатели этого вида внимания. С каждым классом хорошо успевающие ученики все интенсивнее развивают свое произвольное внимание. Слабые ученики в первом-втором классах показывают приблизительно одинаковые показатели развития произвольного внимания, и только к третьему классу можно заметить небольшой рост.

Объем внимания у младшего школьника намного меньше, чем у взрослого, также у него менее развито умение распределять внимание. Устойчивость внимания у первоклассников сохраняется на протяжении 30-35 минут. Но уже в третьем классе ученики способны сохранять внимание на протяжении всего урока. При этом необходимо периодически сменять виды работы, чтобы ученики не переутомились.

Ярче всего неумение правильно распределять внимания проявляется при написании диктантов, когда надо делать все одновременно: слушать, припоминать правила и применять их, писать. Уже в начале второго класса у детей становятся заметны сдвиги в сторону совершенствования этого свойства. Это происходит в том случае, если учитель организует работу учеников и их общественные дела таким образом, чтобы они контролировали собственную работу и одновременно следили за выполнением нескольких действий. Самая высокая неустойчивость внимания проявляется в начале обучения. Постепенно, по мере развития устойчивости внимания младших школьников, учитель должен помнить, что уже в первом-втором классах устойчивость внимания учеников выше, если они выполняют внешние действия, и ниже при выполнении умственных заданий. По этой причине надо чередовать умственные занятия и занятия на составление рисунков, схем и чертежей.

В начальной школе несовершенно и такое свойство внимания, как переключение. В начальной школе учебные умения и навыки еще не сформированы. Это мешает ученикам быстро переходить от выполнения заданий одного вида к заданиям другого вида. Но совершенствование учебной деятельности уже к началу второго класса приводит к тому, что у детей формируется умение переключаться от одного этапа урока к другому, от выполнения одной учебной работы к другой.

У каждого младшего школьника индивидуальные личностные черты оказывают влияние на характер внимания. Например, у сангвиников кажущаяся невнимательность внешне проявляется в чрезмерной активности. Они непоседливы, постоянно в движении, разговаривают, но их ответы подтверждают участие в работе класса. Флегматики и меланхолики остаются пассивными, вялыми, порой кажется, что они невнимательны. Но в действительности они сосредоточены на изучаемом предмете, свидетельством тому - правильные ответы на вопросы учителя.

Некоторая часть детей остаются невнимательными. Этот факт вызван разными причинами. Одни - ленятся мыслить, у других - не выработано серьезное отношение к учебе. Третьи имеют повышенную возбудимость нервной системы и т.п.

Память в младшем школьном возрасте под влияни­ем обучения развивается в двух направлениях:

- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоми­нания (по сравнению с наглядно-образным);

- ребенок овладе­вает возможностью сознательно управлять своей памятью и ре­гулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, при­поминание).

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словес­но-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее со­храняют в памяти конкретные сведения, события, лица, пред­меты, факты, чем определения и объяснения. Младшие школь­ники (особенно в I и II классах) склонны к механическому за­поминанию, путем простого повторения, без осознания смысло­вых связей внутри запоминаемого материала. Это объясняется четырьмя обстоятельствами:

1) механи­ческая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно;

2) младший школьник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу за­помнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запомина­ния (что нужно запомнить дословно, а что - в самых общих чертах), а учитель часто не помогает ребенку в этом, ограничи­ваясь требованием воспроизводить материал правильно и доста­точно полно. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно.

3) младшие школьники (особенно первоклас­сники и второклассники) еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими сло­вами.

4) многие младшие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать мате­риал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логиче­ский план текста.

Смысловая память - способность к запоминанию и воспроизведению смыс­ла, существа материала, мыслей, доказательств, аргументации, логических схем и рассуждений - приходит постепенно, развива­ясь в процессе обучения. Учитель должен стимулиро­вать развитие смысловой памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминания, реконструировать его, изла­гать своими словами, сохраняя основное содержание.

Эффективность произвольного запоминания определяется сте­пенью интеллектуальной активности младших школьников, которая находится в прямой зависимости от овладения млад­шими школьниками средствами организации и управления запо­минанием. К числу таких средств относится, прежде всего, умение осознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. за­дачи запоминания:

- запомнить дословно, если это важное опре­деление или формулировка;

- запомнить суть, которую можно передать своими словами; не стараться запоминать вовсе, если это несущественная деталь, и т.д.

Многочисленные опыты показали, что продуктивность запоминания зависит от осозна­ния целей и создания соответствующих установок запоминания. Мотивы деятельности, в которую включено запоминание, оказы­вают прямое влияние на его продуктивность. Если ученик запо­минает один материал с установкой, что этот материал не пона­добится ему в дальнейшем обучении, а другой материал с уста­новкой, что он понадобится в скором времени, то во втором слу­чае материал запоминается быстрее, помнится дольше и будет воспроизведен точнее (опыты Т.Н. Баларич). Аналогично ска­зывается и установка на длительное запоминание (запомнить надолго, запомнить навсегда) (опыты Л.В. Занкова). Задача учителя - формировать у учащихся определенные ус­тановки запоминания. Учителю необходимо и обучать младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста как смысловой опоры запоминания, выделению своеоб­разных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопо­ставлению, связыванию отдельных частей.

Сензитивные для успешного запоминания периоды: 8-10 лет, 11-13 лет, 16 лет, 20-25 лет. Исследование показало, что эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроиз­вести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Наблюдения свидетельствуют, что более или ме­нее самостоятельно младший школьник использует лишь один простейший прием запоминания - повторение.

Следует выработать у учащихся и приемы припоминания материала. Многочисленные исследования психоло­гов доказали, что младшие школьники вполне могут овладеть приемами осмысленного запоминания и припоминания учебного материала. Но если учеников младших классов (начиная со II) не обучать этим приемам, то дети надолго задерживаются на уровне непосредственного запечатления материала (опыты К.П. Мальцевой).

Выводы

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

У детей младшего школьного возраста еще не сформировано произвольное внимание. Оно отличается низким уровнем произвольности и концентрации, суженным объемом.

Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже - словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее - абстрактные понятия. В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к III классу память становится более продуктивной.

В процессе обучения у детей школьного возраста под влиянием обучения и воспитательного воздействия школы и семьи развивается и произвольное, и непроизвольное внимание и память. Усложнение учебной деятельности, трудовых обязанностей, усложнение отношений в коллективе и отношений с взрослыми ведут к развитию и совершенствованию произвольного внимания и памяти у младших школьников.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика