|
Пути преодоления бюрократизмаОсновная проблема бюрократии в том, что ее представители часто незаслуженно занимают привилегированное место в обществе, часто ставя ставят свое благополучие, намного выше, нежели общественное. Более того, часто управленческая и политическая элита попросту забывает о том, что ее долгом являетсяслужение обществу, обеспечение его социальными благами, создание максимально благоприятных условий для его благополучного существования. Бюрократия является, безусловно, важной и неотъемлемой частью государственной власти, однако в российских условиях она традиционно искажает реальное распределение информации и материальных ресурсов, заставляя общество нести колоссальные потери. В основе бюрократизма лежат экономические, политико-идеологические, организационные, исторические и социокультурные корни и поэтому необходимы изменения и реформирование, соответственно, экономических, политико-идеологических, организационных, исторических, социокультурных и других условий, которые способствуютчрезмерной бюрократизации управленческих процессов. Масштабы и сила бюрократизмапрямо пропорциональны могуществу авторитарного политического режима. Из этого следует, что борьбу с бюрократизацией экономики и общественной жизни необходимо рассматривать шире - в контексте повсеместного демократического обновления. Нельзя сводить эту борьбу с рудиментами номенклатурно-авторитарной системы к изобличению бюрократического стиля управления, и к формальным и механическим «оптимизациям» и реорганизациям управленческой вертикали. Как удачно выразился Уинстон Черчилль: «Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Демократия - это в первую очередь, порядок, который основан на самоорганизации и самоконтроле общества, зрелости гражданских институтов, высоким общим политическим и культурным уровнем людей, особенно занятых в аппарате органов государственной власти. Таким образом, чистой воды профанация - под демократией подразумевать некую вседозволенность. Одним из основных путей преодоления бюрократизма является сочетание демократического государственного управления с эффективными механизмами социальной саморегуляции. Повысить эффективность государственного управления не представляется возможным без его уравновешивания социальной само регуляцией, действенными механизмами, которые стимулировали бы общественный контроль и гражданскую активность. Таким образом, все основные функции данного механизма должны быть возложены на гражданское общество. Борьба с бюрократизмом требует усиления демократических основ общества, в конечном итоге - построения сильного гражданского общества, обладающего реальным влиянием на властные структуры и самые различные стороны общественной жизни. Государственный служащий должен рассматриваться не как частный собственник должности, а наемный работник, содержится за счет налогоплательщиков с целью удовлетворения интересов общества. Да, с бюрократизмом боротьсятрудно, но это необходимо. Необходимы изменения в обществе не только на высших ступенях государственного управления, но и в сознании каждого государственного служащего. Следует установить жесткий контроль за результатами и последствиями работы государственной службы. В этом аспекте нужно постоянно проводить открытый мониторинг численности и структуры управленческого аппарата, реформировать управленческие процедуры путем их упрощения, прозрачности и понятности. При этом важными средствами противодействия распространению бюрократизма должны стать: - совершенствование законодательной базы; - обеспечение законности; - положительные трансформации общественного сознания государственных служащих. Необходимымикомпонентами правового обеспечения государственной службы является совершенствование институтов юридической ответственности государственных служащих, а также установление гарантий их правового положения. Решение данной проблемы требует скоординированных, комплексных, согласованных разработок в области государственного, административного, трудового, уголовного и финансового права. |
|