Расчет материальных затрат автотранспортного предприятия
Материальные затраты включают в себя затраты на приобретение горюче-смазочных материалов для автомобилей, затраты по износу и ремонту автомобильных шин, затраты на запасные части и материалы для ТО и ТР автотранспортных средств.
Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов
При планировании потребности в автомобильном топливе могут быть использованы линейные или удельные нормы расхода топлива.
При использовании линейных норм расхода топлива его потребность составит:
для грузовых бортовых автомобилей:
Формула (3.19)
где : Тi – потребность в топливе для автомобилей i марки, л;
Нл – базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (приведены в Приложении 6, табл. П6.1);
Нр – линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км (для карбюраторных автомобилей – 2 л/100 т.км, для дизелей – 1,3 л/100 т.км).
Для грузовых бортовых автомобилей с прицепом:
Формула (3.20)
где : Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Для автомобилей со специализированными кузовами:
Формула (3.21)
где : Gа – собственная масса базового автомобиля, т;
Gсп – собственная масса автомобиля с переоборудованным кузовом, т;
Для автомобилей самосвалов.
Формула (3.22)
где : Нс – базовая линейная норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
0,25 – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом, л;
Zе – годовое количество ездок с грузом автомобиля-самосвала, ед.
лДя автобусов и легковых автомобилей:
Формула . (3.23)
При планировании потребности топлива учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
В частности, нормы расхода топлива повышаются в следующих условиях:
– работа в зимнее время (для Волгоградской области до 10 %);
– работа в городах с населением свыше 1 млн. человек (до 10%);
– работа, требующая частых технологических остановок (в среднем более, чем одна на 1 км пробега) – до 10 %;
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
– при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием – до 15 %;
– при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов – до 10 %.
Так, дополнительный расход топлива в зимний период равняется:
Формула =22447,8 л. (3.24)
где : Тзим – дополнительный расход топлива в зимний период, л;
Нзим – увеличение нормы расхода топлива для региона проектирования предприятия, % (Нзим = 10 %);
tзим – зимний период (для Волгоградской области 5 месяцев);
12 – количество месяцев в году.
На внутригаражные разъезды и технические надобности АТП расход топлива (Тгар) планируется в размере до 0,5 % от общего количества топлива, потребляемого автомобилями, в том числе с учетом дополнительного расхода топлива в зимний период Тгар=2806.
Общие затраты на приобретение топлива составят:
Формула , (3.25)
где : Зт – затраты на приобретение топлива для автомобилей, руб.;
Тобщ – общий расход топлива, включая потребность в топливе для эксплуатации автомобилей, дополнительный расход топлива в зимнее время и на внутригаражные разъезды, л;
Цт – стоимость топлива в руб. за литр.
Потребность в смазочных материалах можно рассчитать двумя способами. По первому способу затраты на смазочные материалы рассчитывают укрупнено, и они составляют в среднем 10–12 % от общих затрат на топливо. Второй способ основан на определении расхода смазочных материалов по индивидуальным нормам расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилями.
- 2 способ
Формула (3.26)
где : Зсм – затраты на приобретение смазочных материалов, руб;
Нсм – индивидуальная норма расхода смазочных материалов (приведены в Приложении 6, табл. П6.1), л/100л топлива;
Цсм – стоимость смазочных материалов, руб.
Затраты по износу и ремонту автомобильных шин.
Существует два подхода к определению затрат на шины. Первый подход исходит из предусмотренной нормы пробега шин:
Формула , (3.27)
где : Зш – затраты на приобретение шин, руб.;
Nш – число шин на одном автомобиле (без учета запасного колеса), шт.;
Цш – цена одного комплекта шин (покрышка, камера, ободная лента), руб.;
Lн – норма пробега для данной марки шин, км.
Второй подход исходит из нормы износа и ремонта автомобильных шин, установленная на 1000 км пробега в %
Формула, (3.28)
где : Нш – норма износа и ремонта шин, установленная на 1000 км пробега, %.
Нормы износа и ремонта шин приведены в Приложении 6, табл. П6.2.
Затраты на запасные части и материалы для ТО и ТР АТС
Планирование потребности в материалах и запасных частях для производства работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей осуществляют по формуле
Формула =263541,1руб. (3.29)
где : Зм, зч – затраты на материалы и запасные части для ТО и ТР, руб.;
Нм, Нзч – соответственно, расходы на материалы и запасные части, приходящиеся на 1000 км пробега, руб. (Приложение 6, табл. П6.3).
Результаты расчетов необходимо представить в форме таблицы.
Таблица 8.
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
на Volvo-1033.
Семейство подвижного состава
|
Норма затрат на 1000 км пробега
|
В том числе
|
Запасные части
|
Материалы
|
Грузовые бортовые автомобили
|
Volvo-1033
|
1160
|
560
|
600
|
На весь пробег
|
263541,1
|
126499,7
|
137041,4
|
- Статьи, информация, новости |