Разграничение компетенции в Российской Федерации
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами нашел свое отражение в ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ, которые устанавливают предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Компетенция Российской Федерации - это полномочия Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ее ведению.
Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий как самой Федерации, так и ее субъектов. Эта проблема является одной из самых серьезных и трудноразрешимых задач не только для Российской Федерации, но и для многих зарубежных федераций.
Поэтому Конституция РФ при закреплении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов исходит из принципа разграничения отдельных вопросов:
1) ведения Российской Федерации;
2) совместного ведения Федерации и ее субъектов;
3) ведения субъектов РФ. Субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации - это так называемые вопросы исключительного ведения субъектов РФ.
В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции РФ).
По предметам исключительного ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся вопросы (согласно ст. 72 Конституции РФ):
- защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечения законности и правопорядка в стране;
- общественной безопасности;
- режима пограничных зон;
- владения, пользования и распоряжения землей;
- разграничения государственной собственности;
- охраны окружающей среды;
- защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
- социальной защиты граждан;
- координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
- выполнения международных договоров Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Вне предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов сами субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
- Курсовые работы на заказ |