Суббота, 27.07.2024, 03:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Развитие артикуляционной моторики у детей

Для оценки хода нормального развития ребенка разработаны нормативные показатели онтогенеза двигательной и речевой систем, которые сегодня претворены в программы воспитания и обучения детей.

Восприятие, оценка и воспроизведение моторного ритма представляет собой сложную комплексную деятельность. Для правильного выполнения заданий на воспроизведение ритма необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития слуховых и зрительных дифференциаций ритмических структур, а с другой - возможность моторного программирования воспринятых на слух или визуально ритмических рядов, а значит определенный уровень сформированности слухомоторных, слухозрительных и зрительно-моторных координаций.

К 5 годам постепенно у ребенка формируется пластичность общих движений, их ритмичность и координация, развиваются выразительные действия, созревает способность к восприятию и воспроизведению ритма.

В то же время в старшем дошкольном возрасте моторный ритм остается недостаточно стабильным.

Для речи этого периода развития ребенка характерно интенсивное освоение ритмических структур: рифмование, словотворчество, пение. Такие виды речи, как стихотворения, автоматизированные ряды (перечисление дней дели и месяцев), быстро запоминаются ребенком путем их ритмического повторения. В стихотворной речи детей преобладают ритмы хорея. С особым удовольствием дети усваивают ритмические движения при растягивании слогов в определенном музыкальном ритме, звуковых построений порядковой речи (первый, второй …), т. е. у детей рано появляется ритмическая способность, или чувство ритма, что сопровождается положительной эмоцией.

К. В. Тарасова, рассматривая чувство музыкального ритма как систему, говорит о поэтапности ее формирования в онтогенезе: от способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков к способности к восприятию и воспроизведению музыкального метра и только затем к способности восприятия и воспроизведения ритмического рисунка.

Физиологические исследования возрастных особенностей организации двигательной активности у детей, проведенные М. М. Безруких с соавторами, показывают, что возрастной период 9-10 лет является переломным в формировании механизмов регуляции движения вследствие существенных изменений в морфофункциональном развитии лобных отделов коры головного мозга. Другим доказательством особого значения этого возраста в организации движений является то, что только после 9 лет в коре больших полушарий происходит формирование функциональных констелляций в соответствии с двигательной задачей, поставленной перед ребенком. Зрелость движений формируется в онтогенезе довольно поздно и достигает оптимального уровня своего развития только в юношеском возрасте. Это связано с тем, что, согласно Д. А. Фарбер с соавторами, только «... к 18 годам ансамблевая организация коры по основным параметрам своей архитектоники достигает уровня взрослых».

О постепенности формирования ритмов мозга свидетельствуют многочисленные исследования его биоэлектрической активности. В дошкольном возрасте ритмические процессы мозга, восприятие речи и речевая психомоторика характеризуются незрелостью. Г. П. Охремчук с помощью исследования биоэлектрической мышечной активности дыхательных мышц и мышц речевого аппарата доказывает, что созревание речеобразования и формирование речевого навыка происходит на протяжении всего дошкольного и школьного периодов, причем позднее всего двигательные стереотипы формируются в артикуляционном отделе речевого аппарата.

С нейропсихологических позиций развитие уровневой системы организации речевого ритма в онтогенезе представляется Т. Г. Визель следующим образом: от элементарного «подкоркового» интегративного ритма лепета, состоящего из акустических сигналов определенной частоты и интенсивности, к периодическому корковому правополушарному ритму стихотворений и затем - к корковому ритму прозаической речи, что подчеркивает длительность и сложность процесса созревания разных уровней ритмической организации речи.

В ходе речевого онтогенеза постепенно формируется речевое высказывание как речевое действие внутри целостного акта деятельности. Многоплановость вербальной деятельности приводит ученых к разработке моделей речепроизводства и речевосприятия.

Психосенсомоторная система является результатом временного согласования дыхательной, фонаторной и оральной мышечной активности для выполнения артикуляторной задачи в соответствии с психолингвистической программой. Благодаря этим процессам реализуется речедвигательный акт. Под этим термином нами понимается комплекс характеристик устной речи: артикуляция (звукопроизношение), интонация, плавность операций нейромоторного аппарата, совершаемых в процессе устной речи, т. е. то, что образует результат действия функциональной системы процесса «говорения», или речевой функции, как психосенсомоторного акта. Языковое содержание речедвигательного акта, разнообразные внешние и внутренние компоненты, входящие в речевую систему, в данном контексте не рассматриваются.

В формировании любого поведенческого акта наиболее важным моментом является стадия афферентного синтеза, которая всегда предшествует принятию решения к действию и самому действию. На стадии афферентного синтеза анализируются те внешние и внутренние воздействия (афферентации), что в дальнейшем составит содержание программы действия. Формирование «результата действия» (по П. К. Анохину) и оценка его параметров происходит путем сопоставления обратной афферентации о параметрах достигнутого результата с эталоном действия. «Результаты действия», по мнению П. К. Анохина, «только тогда станут реальным фактом, допускающим их научный анализ, когда в каждом отдельном случае будут перечислены … все те параметры результатов, которые в своей совокупности объединяют афферентную информацию о полученных результатах» т. е. будет получена своеобразная «афферентная модель результатов». Все элементы, входящие в систему, взаимодействуют с целью достижения полезных для организма приспособительных результатов. «Результат действия» - будущее событие - является центральным системообразующим фактором для разных функциональных систем и на всех уровнях их организации (как низших, так и высших).

Не останавливаясь на рассмотрении универсальных для разных функциональных систем узловых механизмах, укажем лишь, что любая функциональная система имеет специфические для нее свойства, зависимость от количества и качества афферентных импульсов, постоянную связь с периферическими органами. В контексте данной работы мы рассматриваем краткую характеристику лишь некоторых компонентов функциональной системы речи, имеющих прямое отношение к проблеме исследования. К ним относятся, в первую очередь, генетическая и онтогенетическая речевая память Под генетической речевой памятью нами понимается врожденная способность к производству крика, проторечевая артикуляция, интонация, ритм, которые реализуются в гулении и на первых этапах лепета. Данный этап развития речевых механизмов, поддерживаемых в норме кинестетической, слуховой и зрительной афферентациями, начинается сразу после рождения и в норме длится на протяжении первого полугодия жизни. Анализ проявлений генетической речевой памяти является показателем сохранности/нарушения мозговых механизмов, обеспечивающих этот этап раннего развития ребенка.

Не имеющие, казалось бы, прямого отношения к развитию речедвигательного акта зрительные афферентации тем не менее играют свою роль уже с первых месяцев жизни ребенка после становления функции зрительного сосредоточения. Согласно многочисленным наблюдениям, младенец начинает фиксировать взор при общении на мимике говорящего человека, имитируя, а иногда сопровождая вокализацией движения взрослого. Это свидетельствует о возможности вызывания врожденных реакций типа эхолалии и эхопраксии, что может быть связано с наличием упомянутых ранее зеркальных нейронов.

На этапе позднего лепета (7-9 месяцев) у ребенка начинает формироваться интонационный и звукопроизносительный облик родного языка. Эти данные позволяют предполагать, что в конце второго полугодия первого года жизни ребенка происходит «запуск» формирования онтогенетической речевой памяти под действием специфических акустических сигналов - речи окружающих людей. В процессе созревания функциональной системы речи у ребенка сначала возникает ритмический образ слова, по мере накопления словаря, развития лингвистического структурирования появляется способность произносить законченную в смысловом отношении фразу. Все характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе регулярной практики в речевой среде и к 5 годам становятся достаточно стабильными и индивидуальными.

Теоретические представления о функциональной системе речи способствуют выявлению конкретных закономерностей развития некоторых подсистем речеобразования (голосообразование, речевое дыхание, речевая артикуляция), а также возможности анализа различных показателей речевого развития, совокупность которых можно оценивать как норму или патологию.

Артикуляционная моторика является частью общих моторных функций организма. Все движения формируются главным образом за счет двух факторов - кинестезического и кинетического. Информацию о качестве речевого акта, помимо этих сенсорных афферентаций, дает акустический контроль. Известно, что кинетическая составляющая движения осуществляется в форме кинетических и мелодических схем. В отношении речевой моторики этот фактор обеспечивает плавную смену артикуляции от звука к звуку в процессе произнесения слова и перехода от слова к слову.

В норме единицы звукопроизношения соответствуют уровню развития как фонематического восприятия, так и речевых артикуляций, а также характерным особенностям национального языка ребенка.

Представитель определенной языковой культуры уже в самом раннем возрасте приобретает навыки ритмического построения высказывания и способность распознавать ритм родного языка. Происходит постепенное превращение эталонных произносительных единиц родного языка в речедвигательные автоматизмы разной степени сложности, которые в дальнейшем войдут в стереотипы произношения слов, фраз и текста. Речевое дыхание обеспечивает полноту звучания голоса и возможность произнесения синтагмы на едином выдохе, благодаря чему достигается плавность целостного высказывания. Согласно данным Л. И. Беляковой, речевой выдох формируется к 10 годам. У детей же более раннего возраста его развитие находится на уровне выполнения простых речевых задач и легко нарушается при их усложнении.

Речевая артикуляция, фонематический анализ и синтез, речевое дыхание и просодика, синтаксис и планирование речевого высказывания, интонация развиваются в соответствии с созреванием центральных механизмов речи на протяжении всего дошкольного детства. Формирование этих механизмов имеет свои закономерности, которые к настоящему времени во многом изучены.

Завершая обсуждение представлений о функциональной системе речи в контексте научной проблемы данной работы, следует сказать, что в норме психофизиологическая и психолингвистическая системы речевой функции находятся в теснейшей взаимосвязи, т.е. синхронизированы во всех компонентах. Взаимодействие компонентов этих систем и интеграция систем в процессе устной речи обеспечивается постепенным развитием сложнейшей системы координации, внешне выступающей в виде ритма речеязыковой деятельности. Ритм является организационным стержнем речевой функциональной системы. Он не только объединяет все подструктуры в систему, но и выстраивает их во времени и пространстве для достижения нужного «результата действия» по П. К. Анохину.

Показателем становления ритмических механизмов мозга служит временное согласование программ лексических и грамматических средств выражения, моторной реализации речевого высказывания (речевое дыхание, голос, артикуляторная программа), что входит в общую программу устной речи как комплекс психолингвистических и психофизиологических компонентов устной речи.

Эти сложнейшие внутренние процессы внешне проявляются в виде сформированного психосенсомоторного речевого стереотипа, или навыка ритмически организованной, т. е. плавной речи.

Состыковка двигательной и психологической составляющих функциональной системы устной речи длительно формируется в дошкольном возрасте, о чем свидетельствует наличие у детей разнообразных показателей неплавности речи.

К показателям неплавности речи относятся: дыхательные итерации (повторные вдохи несудорожного характера); пролонгированное произношение гласных звуков; повторы звуков; повторы частей слова; повторы целого слова; паузы; эмболы; пересмотры.

Все годы дошкольного детства относятся к сензитивной фазе речевого развития. Исследования Л. И. Беляковой, С. Р. Аслановой проблемы неплавности речи в дошкольном возрасте показывают, что у детей с условно-нормальным темпом речевого развития имеется возрастная динамика показателей неплавности речи. Так, повторы изолированных звуков, частей слова, паузы между словами регистрируются у ребенка преимущественно в 1,5-2,5 года. Число показателей неплавности речи существенно возрастает в 2,5-3,5 года.

К вышеобозначенным присоединяются дыхательные итерации, повторы целого слова, пересмотры. Число показателей неплавности речи в 3,5 года- 5 лет сокращается вдвое, и они представлены преимущественно повторами целого слова, пересмотрами и паузами.

В случае ускоренного темпа речевого развития у детей в возрасте от 1,5 до 5 лет выявляется большое количество показателей неплавности речи и наблюдается задержанная возрастная динамика улучшения их качественных параметров. Особенно это характерно для детей средней возрастной группы - 2,5-3,5 года. У них в старшем дошкольном возрасте отмечаются те же виды показателей неплавности речи, что и у детей более младшего возраста.

При замедленном темпе речевого развития наибольшее число показателей неплавности речи регистрируется у детей в возрастном диапазоне от 3,5 до 5 лет. При утомлении, эмоциональном напряжении, а также при сложности оформления высказывания в лексическом либо грамматическом плане у таких детей на фоне разных видов неплавности речи могут выявляться единичные судорожные запинки.

Дети как с ускоренным, так и замедленным темпом речевого развития могут быть отнесены к группе риска по возникновению заикания или клаттеринга.

Таким образом, как показывает анализ научной литературы, развитая устная речь представляет собой систему тесно взаимодействующих различных компонентов, неоднородных по своей структуре, темпу и этапам морфофункционального формирования. В связи с длительностью и гетерохронностью созревания компонентов функциональной системы речи, незрелостью регуляторных систем мозга речь ребенка дошкольного возраста характеризуется особенностями ритма по типу физиологического десинхроноза, который в ходе речеязыкового развития сменяется постепенным формированием ритмоинтонационных качеств зрелой речи.

Проведенный нами теоретический анализ онтогенеза моторных и речевых ритмических процессов свидетельствует о том, что ритм является одним из важнейших индикаторов созревания речедвигательных механизмов. Именно врожденная база самоорганизации развития речи позволяет ребенку в ходе его психофизического развития овладеть речью как способом социальной адаптации. Знание того, как на стадии афферентного синтеза с введением новых афферентаций можно изменить программу действия, а следовательно, и качество устной речи как результата действия, позволяет по-новому анализировать как онтогенез речи, так и ее дизонтогенез.

- Курсовые работы на заказ

Развитие артикуляционной моторики у детей
Поиск