Среда, 22.11.2017, 06:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Развитие речевой деятельности в повседневной жизни

В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Речь детей, с тяжелыми нарушениями в развитии, формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются мимикой, жестами. Но если в эти моменты педагог не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Для того чтобы научить детей данной категории правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, в системе проводим специальные коррекционные занятия по развитию речи.
 Для плодотворного общения воспитателя и ребёнка с речевыми расстройствами очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Обучение речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми и сверстниками. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работу над лексической стороной речи на занятиях начинаем с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий. Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У воспитанников формируется фразовая речь. Детей учим высказываться предложением, обучаем вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.
Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании; загадки развивают мышление, песни, пляски подходят для эстетического воспитания, а игры, забавы - для физического воспитания.
Слушание сказок, потешек, загадок приносит детям радость и эстетическое наслаждение. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей просты. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки: в сказку можно поиграть («Репка», «Маша и медведь»). В результате у ребёнка формируется представление о том, что хорошо, что плохо. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения. Это позволяет воспитаннику обогатить пассивный и активный словарь, способствует развитию мыслительной деятельности.
Под текст потешек дети с удовольствием умываются («Водичка, водичка», «Из колодца принесла курица водицы»), засыпают («Баю, баю, баиньки», «На сон грядущий»), обедают («Умница Катенька»), одеваются («Наша Маша маленька») занимаются различными делами. Песенки, потешки вызывают желание повторить слова, движения за взрослым («Серенький козлик»), участвовать в общих играх. Многие потешки можно разыгрывать с помощью игрушек: уложить куклу спать. Детей завораживает напевность слов («Ой люли, люли, люли»). Потешка поможет ребёнку запомнить чсти суток ночь-утро («Ночь прошла») . С помощью потешек можно успокоить плачущего ребёнка («Не плачь, не плачь детка»).
 Проблема развития речи детей с речевыми расстройствами средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, воспитанники учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности детей с тяжелой речевыми расстройствами.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства (« А качи, -качи-качи», «Баю-баюшки-баю»). Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей с ограниченными возможностями. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не, просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Народные песенки, потешки («Два весёлых гуся») представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей. Например: при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, потешку про «заиньку» (однокоренные слова « зайка - заинька, серенький - серый»). С их помощью развивается фонематический слух, так как используются звукосочетания- наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его лаконичность, приобщение именно к такой форме изложения собственных мыслей способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Актуальной задачей речевого развития детей с тяжелой и умеренной речевыми расстройствами является и выработка дикции. Известно, что у них еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым присуще: излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствовать их дикцию.
Незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Итак, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх («Теремок»), дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Как подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи, прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умение и навыки.

- Курсовые работы на заказ

Развитие речевой деятельности в повседневной жизни
Поиск

Яндекс.Метрика